Художественные особенности поэзии Некрасова

Художественные особенности. Главной отличительной осо­бенностью поэзии Некрасова является ее народность. Она заключа­ется прежде всего в изображении народной среды, социальных про­тиворечий деревенской России, а также в выборе героев из народа в качестве главных героев его творчества.

Все это потребовало и но­вых форм выражения: поэзия Некрасова заговорила языком самого народа. В его стихи входят совершенно неизвестные ранее темы и образы, которые связаны с разнообразными сторонами жизни рус­ского народа – в первую очередь крестьянства.

Поэт не боится го­ворить о повседневных, “непоэтических”; явлениях, что вызывает необходимость использовать новый поэтический язык.

Новые герои привносят с собой и новую речь: подчас грубую, неблагозвучную, изобилующую разнообразными разговорными формами, просторе­чиями, диалектизмами. Вот голоса ребятишек из стихотворения “Крестьянские дети”;: “Четвертый: А вона на шапке, гляди-тко – часы! – Пятый: Ай, важная штука!”;. А вот горькие слова матери, потерявшей сына: “И погас он, словно свеченька \ Восковая, предъ – иконная…”; (“Орина, мать солдатская”;). В лирике Некрасова

воз­никает своеобразное “многоголосие”;: рядом с голосом автора звучат голоса других людей, которые то сливаются, то спорят.

Так раздви­гается область лирики и она начинает сближаться с эпосом. Эту особенность поэзии Некрасова отметил еще Добролюбов, сказав­ший, что в нее “врывается эпический элемент”;.

Вместе с тем раздвигаются и жанровые формы некрасовской по­эзии. Много стихов он создает в форме песни – своем излюбленном жанре, приближающемся к подлинно народному творчеству (“Трой­ка”;, “Огородник”;, “Зеленый шум”;, “Песня Еремушке”; и другие). В них особенно ярко выделяется ориентация поэта на фольклорные формы изобразительно-выразительных средств: таковы в них мно­гочисленные сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты (“ру­сы кудри, как шелковые”;; “Как молоком облитые, \ Стоят сады вишневые, \ Тихохонько шумят”;; “кажется, шепчут колосья друг другу”; и т. д.).

Чаще всего в стихах Некрасова используются трех­сложные стихотворные размеры – дактиль и анапест. Они полу­чили название “некрасовские трехсложники”;. Именно такой раз­мер создает особую напевность, мелодичность стиха и наиболее близок подлинной народной поэзии.

Но есть среди стихов Некрасова и своеобразные стихотворения – рассказы или новеллы (“В дороге”;, “Еду ли ночью по улице темной…”;, “Убогая и нарядная”;). В жанре обличительной, грозной сатиры напи­саны стихи “Размышления у парадного подъезда”;, “Железная дорога”;, в которых едкая ирония и гнев сочетаются со слезами боли и обиды. Диапазон некрасовской поэзии необыкновенно широк, в ней можно найти и совершенно далекие от фольклора формы торжественной, па­тетической, ораторской речи, присутствующие в жанре декламации – “Родина”;, “Элегия”;, “Поэт и гражданин”;.

“Нам нужен был бы поэт, который бы с красотою Пушкина и си­лою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова”;, – мечтал в начале 1860-х годов Добролюбов. Таким поэтом в русской литературе стал Некрасов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Художественные особенности поэзии Некрасова