Художественные особенности “Отцы и дети”



Художественные особенности. Тургенев так определяет ос­новную черту своего творческого метода: “Наше время требует уло­вить современность в ее преходящих образах”;. Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим.

Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и ге­роев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману “Отцы и дети”;. Этому произведению присуще

еще одно качество культурно-исторического романа: становиться своеобразным самоотчетом русского общества за конкретный временной отрезок (роман “Отцы и дети”;, законченный в 1861 году, рассказывает о событиях 1859 года). Другим отличительным качеством романа является его насы­щенность идейной полемикой, что отразилось на всей системе ис­пользуемых художественных средств.

Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге рас­крываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют

героя более полно и всесторонне, чем его поступки, которые порой кажутся весьма противоречивыми.

В от­личие от своих противников Базаров в споре краток, не стремится говорить красиво, но при этом он очень убедителен (например, спор Базарова и Павла Петровича в X главе). Почти из всех споров он выходит победителем. Важнейшим средством характеристики героев является их язык.

Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социаль­ное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принад­лежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи “эф – то”; вместо “это”; и “в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени”;. Или другой пример: слово “принцип”; Павел Петрович “выговаривал мягко, на французский манер”;, как “принсип”;, а “Аркадий, напротив, произносил “прынцип”;, налегая на первый слог”;, из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному. Противопоставление характерно и для других художественных средств, поскольку антитеза является идейно-структурной основой всего произведения.

Это касается использованных деталей. Так, Ба­заров и Павел Петрович, противопоставленные по происхождению и социальному положению (аристократ-демократ), характеризуются разными деталями поведения (бездеятельная жизнь в деревне, ко­торую ведет Павел Кирсанов, – постоянная работа, которой занят Базаров, даже будучи в гостях у своего приятеля Аркадия), речи (ви­тиеватые обороты речи, манерность Кирсанова – простота, чекан­ность фразы, афористичность Базарова), портретными деталями. Так, полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1-й гла­ве, является портрет Павла Петровича: у Евгения лицо “длинное”;, лоб “широкий”;, волосы “длинные и густые”;, у Павла Петровича чер­ты словно выведены “тонким и легким резцом”;, волосы “коротко стриженные”;; рука у Базарова “красная”;, а у Павла Петровича “кра­сивая… с длинными розовыми ногтями”;; Базаров одет в “длинный балахон с кистями”;, а Павел Петрович в “темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”;. Благодаря всем этим средствам характеристики Тургенев вы­ступает в романе как объективный повествователь, выражающий свою позицию через развитие сюжета, сопоставление героев, ре­зультаты их действий.

Психологизм Тургенева тоже особый: по сло­вам самого писателя, он “тайный психолог”;. Это означает, что Тур­генев намекает на скрытые причины состояния или поведения героев, прямо их не анализируя, а вовлекая читателя в аналитиче­ский процесс. Не изображая прямо чувства и мысли своих героев, писатель дает возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова “с принужденным смехом”; говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора “опять смеется и быстро отворачи­вается”;, становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, кото­рые она старалась скрыть за смехом.

Но объективность повествования не мешает выражению автор­ского лиризма, который проявляется в описаниях красоты искусст­ва, природы, резко противостоящих подчеркнутому антиэстетизму Базарова (“Природа не храм, а мастерская”;; “Рафаэль гроша мед­ного не стоит”;). Так, несогласие со взглядами Базарова выражено в описании игры Николая Петровича на виолончели: “Кто-то играл с чувством, хотя и неопытной рукой, “Ожидание”; Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия”;. “Отцы и дети”; по праву признаны самым совершенным романом Тургенева. Соотношение сюжетной динамики, психологизма, лириче­ского начала в повествовании, философски значимых диалогов, быто­вых описаний, социальных характеристик – всех элементов идейно­художественной структуры здесь достигает идеального равновесия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественные особенности “Отцы и дети”