Художественные особенности “Отцы и дети”
Художественные особенности. Тургенев так определяет основную черту своего творческого метода: “Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах”;. Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим.
Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и героев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману “Отцы и дети”;. Этому произведению присуще
Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге раскрываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют
В отличие от своих противников Базаров в споре краток, не стремится говорить красиво, но при этом он очень убедителен (например, спор Базарова и Павла Петровича в X главе). Почти из всех споров он выходит победителем. Важнейшим средством характеристики героев является их язык.
Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социальное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принадлежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи “эф – то”; вместо “это”; и “в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени”;. Или другой пример: слово “принцип”; Павел Петрович “выговаривал мягко, на французский манер”;, как “принсип”;, а “Аркадий, напротив, произносил “прынцип”;, налегая на первый слог”;, из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному. Противопоставление характерно и для других художественных средств, поскольку антитеза является идейно-структурной основой всего произведения.
Это касается использованных деталей. Так, Базаров и Павел Петрович, противопоставленные по происхождению и социальному положению (аристократ-демократ), характеризуются разными деталями поведения (бездеятельная жизнь в деревне, которую ведет Павел Кирсанов, – постоянная работа, которой занят Базаров, даже будучи в гостях у своего приятеля Аркадия), речи (витиеватые обороты речи, манерность Кирсанова – простота, чеканность фразы, афористичность Базарова), портретными деталями. Так, полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1-й главе, является портрет Павла Петровича: у Евгения лицо “длинное”;, лоб “широкий”;, волосы “длинные и густые”;, у Павла Петровича черты словно выведены “тонким и легким резцом”;, волосы “коротко стриженные”;; рука у Базарова “красная”;, а у Павла Петровича “красивая… с длинными розовыми ногтями”;; Базаров одет в “длинный балахон с кистями”;, а Павел Петрович в “темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”;. Благодаря всем этим средствам характеристики Тургенев выступает в романе как объективный повествователь, выражающий свою позицию через развитие сюжета, сопоставление героев, результаты их действий.
Психологизм Тургенева тоже особый: по словам самого писателя, он “тайный психолог”;. Это означает, что Тургенев намекает на скрытые причины состояния или поведения героев, прямо их не анализируя, а вовлекая читателя в аналитический процесс. Не изображая прямо чувства и мысли своих героев, писатель дает возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова “с принужденным смехом”; говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора “опять смеется и быстро отворачивается”;, становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, которые она старалась скрыть за смехом.
Но объективность повествования не мешает выражению авторского лиризма, который проявляется в описаниях красоты искусства, природы, резко противостоящих подчеркнутому антиэстетизму Базарова (“Природа не храм, а мастерская”;; “Рафаэль гроша медного не стоит”;). Так, несогласие со взглядами Базарова выражено в описании игры Николая Петровича на виолончели: “Кто-то играл с чувством, хотя и неопытной рукой, “Ожидание”; Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия”;. “Отцы и дети”; по праву признаны самым совершенным романом Тургенева. Соотношение сюжетной динамики, психологизма, лирического начала в повествовании, философски значимых диалогов, бытовых описаний, социальных характеристик – всех элементов идейнохудожественной структуры здесь достигает идеального равновесия.