Художественные особенности “На дне”



Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчер­кивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжет­ной линии.

Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным уг­лам сцены. Пьеса “На дне”; представляет собой цикл маленьких драм, в ко­торых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы

над Наташей, самоубийство Актера). Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе – это разговоры. Драма Горького начинается с появления содер­жателя ночлежки Костылева.

Из разговора ночлежников выясня­ется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия (конец первого ак­та). В четверном действии наступает развязка.

Монолог Сатина: “Что такое правда? Человек – вот правда!”; является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы. Исследователями творчества Горького

отмечена еще одна осо­бенность: драматург использует так называемые “рифмующиеся”; эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона.

В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона. После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репли­кой Насти: “Не было!”;. Точную смысловую рифму в пьесе составля­ют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера.

Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: “А по­сле пошел домой – и удавился…”; и “Эй… вы! Иди… идите сюда! …Там Актер удавился!”;. Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.

Герои пьесы “На дне”; не делятся традиционно на главных и вто­ростепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены.

Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку. Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности.

Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи – о назначении Человека: “Сущест­вует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно!

Это звучит гордо!”; В речи каждого пер­сонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: “Где тепло – там и родина”;, “Порядка в жизни нет, чистоты”;, “… ни од­на блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”;. Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького “На дне”; является: – постановка острых философских проблем; – отказ от яркой движущейся сюжетной линии; – “рифмующиеся”; эпизоды; – отсутствие деления на главных и второстепенных персонажей; – динамичность диалогов, речевая характеристика героев пьесы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Художественные особенности “На дне”