Художественные особенности “Матренин двор”

Художественные особенности. Художественный мир в рас­сказе выстраивается линейно – в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матре­не дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего “затесаться и затеряться в самой нутря­ной России”;.

Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнива­ет с окружением, становится авторитетным свидетелем праведно­сти. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Образ Матрены и отдельные детали в рассказе

носят символиче­ский характер.

Матрена у Солженицына – воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, об­лик героини подобен иконе, а жизнь – житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа.

Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизо­дов по принципу эмоционального контраста позволяет автору ме­нять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни.

Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером.

Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын не дает развернутого портрета Матрены.

Ему важ­но изобразить не столько ее внешнюю красоту, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз. “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью”;. Даже после страшной гибели героини ее “лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мерт­вое”;. Матрена плоть от плоти народной. Глубоко народный характер проявляется в ее речи.

Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (при­спею, к ужоткому, летостъ, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: “Они начинались ка­ким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках”;. Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в “Литературной газете”;, фантастиче­ская приверженность Далю (исследователи отмечают, что пример­но 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике.

В рассказе “Матренин двор”; Солженицын пришел к языку проповеди. Рассказ называли “блистательным”;, “подлинно гениальным произведением”;. В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рас­сказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художест­венного вкуса.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественные особенности “Матренин двор”