Художественные особенности Герой нашего времени



Художественные особенности. Художественное новаторство романа обусловлено его проблематикой. Поставив перед собой за­дачу показать “историю души человеческой”; и создавая первый психологический роман, Лермонтов открывает особую разновид­ность портрета – психологический портрет. Такой портрет связы­вает внешность героя с особенностями его внутреннего мира, фик­сирует детали внешности, несущие информацию о мыслях, чувствах, переживаниях, настроении человека.

Таков портрет Пе­чорина в повести “Максим Максимыч”;. Он строится на антитезах и оксюморонах. “Крепкое сложение”; и “женская нежность”; бледной кожи, “пыльный бархатный сюртучок”; и “ослепительно чистое бе­лье”; под ним, светлые волосы и черные брови – такие черты ука­зывают на всю сложность и противоречивость натуры этого героя.

Особенности пейзажа связаны прежде всего с жанром каждой из частей. “Бэла”; написана в форме путевых заметок, и поэтому при­рода в этой части описывается с большой документальной точно­стью, лишенной романтической интонации. В “Тамани”;,

которая представляет собой авантюрно-приключенческий рассказ и откры­вает дневник Печорина, пейзаж призван интриговать читателя и окружать таинственным ореолом героев. Другая задача пейзажа в этой части – противопоставляя дикость, неукротимость стихии и бесстрашие героев, подчеркивать, что для них бушующая стихия – естественная среда. В “Княжне Мери”; природа влияет на людей, располагая их к определенному настроению.

Так, крутой обрыв в сцене дуэли Печорина и Грушницкого, выполнивший сначала роль выразительного антуража, в итоге становится причиной нараста­ния напряженности героев: тот, в кого попадут, будет убит и найдет свое пристанище на дне жуткой пропасти. Такая функция пейзажа – следствие реалистичности литературного метода Лермонтова. В философской повести “Фаталист”; описание природы играет роль символа.

Здесь звездное небо символизирует гармонию мировос­приятия и ясность цели человеческого существования, которых как раз и не хватает Печорину в жизни.

Кроме того, пейзаж служит и средством характеристики различ­ных персонажей. Отношение героя к природе выступает мерилом глубины и неординарности его натуры. Так, пейзажные зарисовки в “Журнале Печорина”; помогают понять его сложный, мятежный характер и раскрывают тонкую душевную организацию.

В своем дневнике он неоднократно дает почти поэтические описания окру­жающего пейзажа: “Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками”;.

Приведенное описание позволяет увидеть те особенности языка романа, которые позволили многим современникам Лермонтова дать высочайшую оценку художественного мастерства автора. “Ни­кто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благо­уханною прозой”;, – сказал Н. В. Гоголь. Превосходный стилист А. П. Чехов отмечал: “Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова”;. Лермонтовским приемам раскрытия “диалектики души”; учились Тургенев, Толстой, Достоевский и другие великие писатели.

О зна­чении Лермонтова для последующего развития русской литературы превосходно сказал Л. Н. Толстой: “Будь жив Лермонтов, не нужны были бы ни я, ни Достоевский”;.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Художественные особенности Герой нашего времени