1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века. 2.
Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса.
Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. Островского интересуют в большей степени результат, к которому приводит Катерину любовный конфликт, внутренний кризис и крах героини.
3. Использование Островским целого ряда приемов, помогающих поддерживать постоянное психологическое напряжение в драме. Мотив предсказания трагической развязки всего действия играет в пьесе особую роль. Он находит свое выражение и в предчувствиях самой Катерины (Тихону: «… быть беде, Тиша»; Борису: «Нет, мне не Жить!
«) и в пророчествах сумасшедшей барыни, и в песне Кудряша, и в общем ожидании катастрофы перед грозой, в замечаниях людей о том, что «убьет кого-нибудь». 4.
Описание красоты русской природы еще более подчеркивает контрастность между возможными ощущениями радости жизни и реальными событиями, происходящими на сцене. 5. Богатство символики в пьесе. Особую роль играет многозначный символ грозы.
Для Кулигина гроза — «благодать»; для Катерины — возмездие за грехи (ей страшна не сама смерть, а то, что «застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами»); для Тихона — самодурство матери (уезжая из дома, он мечтает о том, что «недели две никакой грозы» над ним не будет). Устремленность Катерины к свободе символизируется вольным полетом птицы. Изображение «гиены огненной» на стене в галерее символически предрекает для Катерины неизбежность расплаты.
Можно говорить и о том, что в пьесе фигурирует целый символический образ — образ сумасшедшей барыни. Никакой другой роли, кроме оглашения страшных пророчеств, этот образ не выполняет. 6. Использование в пьесе говорящих фамилий и особых «примет» героев.
Необузданный произвол Дикого вполне соответствует его фамилии. В то же время мы знаем, что Дикого в городе зовут «воин». «Примета» Бориса в том, что он «достался «Дикому «на жертву». Особенность Кабанихи заключается в желании действовать «под видом благочестия»: Кулигин о ней прямо говорит, что она «ханжа».
- Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством в драме А. Н. Островского Гроза Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме а. Н. Островского «Гроза» I. Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии. II. Хозяева и жертвы «темного царства». 1. «Отсутствие всякого закона и логики — вот закон и логика этой жизни» (Добролюбов). 2. Дикой и Кабаниха как воплощение деспотизма, самодурства, невежества и ханжества. 3. ... Читать далее...
- Анализ драмы А. Н. Островского «Гроза» Драма «Гроза» — вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Основная тема пьесы — борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями. Город Калинов и его обитатели. Город Калинов на Волге — собирательный образ волжских городов — хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся ... Читать далее...
- Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы «Гроза» В основе драмы «Гроза» лежит столкновение бесправных и угнетенных с купцами-самодурами. Этот конфликт слагается из ряда частных конфликтов (столкновение Катерины и Кабанихи, Бориса и Дикого, Кулигина и Дикого и т. д.). Однако ведущим в развитии действия является столкновение Катерины с «темным царством». С ним соотнесены, ему подчинены остальные конфликты, что придает всей пьесе стройность и ... Читать далее...
- Героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Пьеса Островского имеет все основания именоваться «русской трагедией». Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве «рока» выступают «роковая» страсть героини, ведущая к «погибели», образ «грозы», пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф «о трагической вине, заложенной в красоте» (П. А. Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и ... Читать далее...
- Смысл названия драмы «Гроза» Островского Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века. Драма Островского «Гроза» — одно из лучших ... Читать далее...
- ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема поло- жения и роли женщины в семье и обществе. В пьесе «Гроза» можно выделить несколь- ко конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколени- ем. Поэтому ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие драмы «Гроза» «Гроза» — народная социально-бытовая трагедия. Н. А. Добролюбов «Гроза» выделяется как главное, этапное произведение драматурга. «Гроза» должна была войти в сборник «Ночи на Волге», задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл «волжских» пьес общим заглавием. «Гроза» вышла ... Читать далее...
- Смысл названия драмы «Гроза» А. Н. Островского Где ты, гроза — символ свободы? А. С. Пушкин Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана под впечатлением писателя от поездки в 1856 году по реке Волге. Когда пьеса была напечатана и поставлена в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь напечатана она была в 1860 году, когда все ждали ... Читать далее...
- В чем смысл названия драмы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она — источник страхов, предвестник несчастья: «Гроза! Побежим домой! Поскорее!» Для Тихона гроза — это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах ... Читать далее...
- Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского «Гроза» Смерть Катерины — это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. ... Читать далее...
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМЫ «ГРОЗА» Драма «Гроза» — вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Основная тема пьесы — борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями. Город Калинов и его обитатели. Город Калинов на Волге — собирательный образ волжских городов — хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся ... Читать далее...
- Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна непременно способствовать движению действия и подвигать его к развязке; поэтому в пьесе не должно быть ни одного лица, которое прямо и необходимо не участвовало бы в развитии драмы, не должно быть ни одного разговора, ... Читать далее...
- Смысл названия драмы «Гроза» После выхода из печати и постановки драмы Островского «Гроза», современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права. В центре пьесы — общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей «темного царства» с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая ... Читать далее...
- Смысл названия драмы А. Островского «Гроза» После выхода из печати и постановки драмы Островского «Гроза» современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы — общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей «темного царства», с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая ... Читать далее...
- Основной конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского Старине приходит конец! А. Островский В основе драмы «Гроза» лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни «темного царства». Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздействием того же «темного царства», против которого она «восстала». Действие пьесы происходит ... Читать далее...
- СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» После выхода из печати и постановки драмы А. Н. Островского «Гроза» прогрессивно мыслящие современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе — ведь пьеса была написана в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы — общественно-политический конфликт хозяев жизни, представителей «темного царства», и их жертв. На фоне ... Читать далее...
- Анализ шестого девятого явлений первого действия драмы «Гроза» Завязка «Грозы», определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что признание Катерины — «еще не завязка, а всего лишь возможность завязки», которая реализуется только тогда, когда Катерина решается на свидание с Борисом. В том и другом случае в основу сюжета ... Читать далее...
- События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза» «… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби» изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы » Гроза «, и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. «… Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия…» — но целый мир, а не фрагмент его, — мир, взятый во всей полноте ... Читать далее...
- Художественные особенности Вишневого сада Художественные особенности. Новаторство драматурга, которое привело к созданию особого «чеховского театра»;, ставшего основой ведущего направления драматургии XX столетия, в полном виде нашло отражение в его итоговой пьесе. Прежде всего, «новые формы писания»; в «Вишневом саде»; проявляются в особенностях драматического конфликта, в котором противоборство социальных сил лишено решающего значения (как в классической драме), а главный источник ... Читать далее...
- Художественные особенности «На дне» Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены. Пьеса «На дне»; представляет собой цикл ... Читать далее...
- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт — столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме А. Н. Островского «Гроза». Однако в произведении Островского он приобретает необычайную многогранность и сложность. Дело в том, что, начинаясь с противостояния главной героини и окружающего ... Читать далее...
- Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Драма А. Н. Островского » Гроза » рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в финале, она является трагической развязкой отношений этих персонажей. Обратимся к этой ... Читать далее...
- Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза» Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патриархального купечества. Самым ярким его произведением, посвященным этой теме, является драма «Гроза», написанная в 1859 году. «»Гроза» — без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в нем до самых трагических последствий…» — писал Добролюбов. Среди раздолья русской природы, на крутом берегу ... Читать далее...
- В чем причина драмы Катерины в пьесе Островского «Гроза»? «Гроза» Островского — произведение сложное и многогранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой, то народной трагедией в зависимости от того, как понимается конфликт, лежащий в ее основе. Если рассматривать его как внутрисемейный, бытовой, то причина драмы Катерины очевидна: жена изменила мужу, в чем сама и призналась ... Читать далее...
- Художественные особенности пьесы «На дне» М. Горького Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены. Пьеса «На дне» представляет собой цикл маленьких драм, ... Читать далее...
- В чем заключаются причины драмы Катерины Кабановой? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Написанная в канун отмены крепостничества «Гроза» по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини — Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и ... Читать далее...
- Краткое содержание драмы «Гроза» (по главам) Островского А. Н ГРОЗА Драма в пяти действиях Действие первое Общественный сад на берегу Волги. Сидя на скамейке, мещанин Кулигин восхищается Волгой. Прогуливающиеся Кудряш и Шапкин, услышав, как купец Дикой ругает своего племянника, обсуждают это. Кудряш сочувствует Борису Григорьевичу, считает, что Дикого нужно как следует напугать, чтобы не издевался над людьми. Шапкин вспоминает о том, что Дикой хотел ... Читать далее...
- Как я понимаю идейный смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза» Где ты, гроза — символ свободы? А. Пушкин Знойный летний день… Кажется, над землей нависла какая-то страшная зловещая сила, готовая все погубить. Земля, деревья, птицы, небо — все ждет освежающей грозы. Когда читаешь драму «Гроза», тоже наступает такая минута, что ощущаешь, как сгущаются темные зловещие силы, как задыхается все живое, как трепещет и рвется к ... Читать далее...
- Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза» А. Н. Островский ввел в русскую литературу новый жанр комедии — «очерковой» по композиции и «физиологической» по стилю. Основное внимание драматурга на протяжении всего творческого пути было сосредоточено на раскрытии быта и нравов купечества. При этом высшим критерием творчества он считал реализм и народность, а главной особенностью русской литературы — ее обличительный характер. Островский начал ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Метод — реализм. А) «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже). Б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт «Город Калинов и его обитатели»). В) Самобытные черты реализма Островского: Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, ... Читать далее...
- Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза» Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий ... Читать далее...
- Особенности конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза&;;gt Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литерату-роведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихий-ного протеста народных масс против сковывающих условий «темно-го ... Читать далее...
- Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Наши писатели XIX века часто говорили о неравноправном положении русской женщины. «Доля ты!’- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», — восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А. Н. Островский в своих пьесах. «Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды ... Читать далее...
- Художественные особенности комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы. Комедия «Горе от ума», как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле «Горе ... Читать далее...
- Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза» Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы «Гроза» написано: «Декорация первого действия. Сумерки». Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором «гроза» не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия ... Читать далее...
- Художественные особенности горе от ума Грибоедова Художественные особенности. Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы. Комедия «Горе от ума»;, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом ... Читать далее...
- Художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова Новаторство драматурга, которое привело к созданию особого «чеховского театра», ставшего основой ведущего направления драматургии XX столетия, в полном виде нашло отражение в его итоговой пьесе. Прежде всего, «новые формы писания» в «Вишневом саде» проявляются в особенностях драматического конфликта, в котором противоборство социальных сил лишено решающего значения, а главный источник драматизма — субъективное недовольство жизнью всех ... Читать далее...
- Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов и для всего света. А. Н. Островский С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, «для всего народа». Одними из лучших и ... Читать далее...
- Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза» Тьмы горьких истин нам дороже Нас возвышающий обман. А. С. Пушкин Глядя на одно и то же, мы все видим разное. По этому поводу есть анекдот: -Чем отличается оптимист от пессимиста? -Оптимист говорит, что зал наполовину полный, а пессимист, что наполовину пустой. Вот посмотрите, что увидел Добролюбов в героине драмы «Гроза»: «Поражает необыкновенная своеобразность этого ... Читать далее...
- Пересказ драмы «Гроза» Островского А. Н Главные герои: Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе; Борис Григорьевич — его племянник, молодой человек, порядочно образованный; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова; Тихон Иванович Кабанов — ее сын; Катерина, его жена; Варвара, дочь Кабанихи; Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, летом. Между третьим и четвертым действиями проходит ... Читать далее...
Художественные особенности драмы «Гроза»