Художественные образы в творчестве Салтыкова

Художественные образы в творчестве Салтыкова

МРАК-ХОЛОД-НОЧЬ. Изображая мертвенность самого головлевского существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака, холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда он рисует картины природы, и тогда, когда он описывает быт головлевской усадьбы, писатель опирается на значимое для народных верований символическое противопоставление весенней жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света и тьмы.

Господство мрака и холода, которые, по народным поверьям, творятся нечистою силой,

символически выражает в романе обесчеловеченность головлевского существования и пророчит неминуемую гибель (в народном сознании мрак и холод по значению тождественны смерти) головлевского рода.

Устойчивым становится в романе архетипический образ зимнего омертвения, несущий идею враждебности живому всего того, что связано с головлевским родом, с самим его существованием: “…земля на неоглядное пространство покрыта белым саваном”, “…кругом во все стороны стлалась сиротливая снежная равнина”, “…окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенела” и так далее.

Существование

господ Головлевых враждебно свету, теплу, жизни; ему, как и нечистой силе, сопутствуют мрак, холод и смерть. Показывая это, Салтыков опирается на изобразительно-выразительные возможности архетипической символики. Погружается в “безрассветную мглу” Степан Владимирыч, утративший последние связи с реальностью. Господа Головлевы день за днем утопают “в серой, зияющей бездне времени”, так что даже теряется представление о времени.

В барском доме “мертвая тишина ползет из комнаты в комнату”. Иудушку охватывают “сумерки”, которым “предстояло сгущаться с каждым днем все больше и больше”. Для Анниньки “и прежняя жизнь была сон, и теперешнее пробуждение – тоже сон”, “…ночь, вечная, бессменная ночь – ничего больше”.

Все эти упоминания о мгле, бездне, сумерках, сне, ночи усиливают впечатление мертвенности и указывают на отсутствие живого, что имело бы перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться. Используемые Салтыковым архетипические образы, находящиеся в прямом родстве с представлениями о смерти и хаосе, символизируют не только разрушение и гибель, но и нравственную пустоту головлевского существования, характеризующегося неподвижностью и косностью, отсутствием каких-либо живых движений.

ТЕНИ-ПРИЗРАКИ-ПРИВИДЕНИЯ. Напротив, то, что лишено признаков живого, сохраняет здесь, подобно “мертвой тишине”, способность движения. Больному Павлу Владимирычу чудится “целый рой теней.

Ему кажется, что эти тени идут, идут, идут…” И Арине Петровне мерещатся “тени, колеблющиеся, беззвучно движущиеся”. Шевелятся и перемещаются только призраки и привидения (в таком смысле употреблялось в народных преданиях и поверьях слово тень); представители же головлевского рода все более и более впадают в состояние физической и нравственной неподвижности. Подчеркивая это, Салтыков тем самым показывает враждебность головлевского существования этическим основам народной жизни и народного сознания, где понятие движения наделялось положительным нравственно-оценочным значением.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Художественные образы в творчестве Салтыкова