Художественное своеобразие рассказов В. Г. Короленко
Судьба, личность, дарование В. Г. Короленко необыкновенны. А. М. Горький называл Короленко “человеком с большим и сильным сердцем”. Истоки его творчества – в детских годах: в величии природы, в рассказах старой няньки, в народных украинских и русских напевах.
Писатель был воспитан на произведениях русских писателей-реалистов, они зажгли в его сердце любовь к русскому народу. Короленко писал, что нашел свою родину, “и этой родиной стала русская литература”.
Писатель был близок к революционным кругам, закрепив за собой славу
В. Короленко был из тех незаурядных личностей, которые “не могли молчать”, если видели зло, независимо от того, в какой форме оно выражалось.
В 1880 году в Вышневолоцкой тюрьме пишется рассказ “Чудная” (самим автором озаглавлен
В лице героини Морозовой воплощены черты характера Э. Л. Улановской – девушки-революционерки, встреченной Короленко в ссылке.
В основе повествования лежит творческое проникновение в существо описываемого, умение использовать случайные обстоятельства и детали – типичная для автора манера. Образ Морозовой заставляет вспомнить “Русских женщин” Некрасова.
Но все же Короленко не возводит “чудную” к совершенному идеалу: он порицает ее пренебрежение к простому солдату. В ее лице писатель осуждает всю народническую молодежь за отчужденность от народа.
Короленко – мастер портрета. Он ощущает едва уловимые чувства героини, это выражается через описание ее внешности: “..бледная совсем, белая во всю дорогу была”, “..глаза загорелись. Румянец еще гуще выступил.
Губы тонкие, сердитые”. “…лицо побледнело, ни кровинки, глаза потемнели, а сама злая-презлая”.
В 1893 году Короленко совершил поездку в Америку, результатом чего стало написание повести “Без языка”. Автор ставил своей целью не просто изображение страны, он хотел показать ее такой, какой ее видят простые люди. В этом вновь проявляется близость Короленко к народу, стремление не оторваться от него.
Мерой оценки является взгляд простолюдина Матвея Лозинского. Он появляется в чужой стран в самом народном обличии: в бараньей шапке, огромных сапогах. Он наивен, смешон, неловок, даже нелеп в этом новом мире.
А, главное, он никому там не нужен. В этом проявляется особенность Короленко, сталкивающего в своих рассказах противоположности.
В “Без языка” между двумя антагонистическими человеческими цивилизациями – пропасть непонимания. Матвей не знает языка враждебного мира, а мир не понимает языка Лозинского. Герой нем, он не понят и одинок.
Матвей ошеломлен своей ненужностью, бесполезностью. В этом недоумении – чувства самого автора, который считает человека главной ценностью в этом мире. Оказавшись изгоем, Матвей мечтает о родном уголке, о клочке земли.
Он с тоской вспоминает уклад той страны, в которой он жил. На жестоком Западе происходит раскрепощение Матвея. Он примыкает к безработным американцам, митингует вместе с ними.
В 1902 году Короленко пишет продолжение повести, оно помогает осознать ее идейный смысл. Большую роль играет образ Нилова – русского эмигранта, интеллигента. В беседах герои обсуждают судьбы страны и народа. Лозинский мечтает вернуться в Россию (пусть он не доволен ее политическим строем!), ведь там – духовное единение, то, чего так не хватает в прогрессивной Америке.
Здесь герой без языка, а, значит, не просто не может говорить, но и лишен корней.
Все же для Короленко важнее душа, внутреннее умиротворение и согласие с окружающим миром. При любой власти Короленко оставался патриотом. Свой гражданский долг он видел в защите конкретного человека, который всегда был для него выше всяких идеологических и политических установок.
Именно из отношения к каждому человеку, по его убеждению, и определяется престиж государства.
У гуманиста Короленко нет произведения, написанного тоном наблюдателя. Любой из его рассказов – образный, колоритный, тонкопсихологический. Перед читателем – все оттенки сердечных волнений героя, рассказы Короленко полны романтики. Они обладают острым сюжетом, но и стройностью изложения.
Мне кажется, что рассказы Короленко чем-то напоминают стихотворения в прозе.
В день юбилея Короленко И. Репин прислал ему поздравительную телеграмму, в которой отразил чувства всего народа: “Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь!” Многие поколения россиян воспринимали Короленко как учителя и свою собственную совесть, а приобщение к его наследию и сегодня становится “процессом обогащения ума и очищения души” (С. Залыгин)