Художественное и жанровое своеобразие поэмы С. Есенина “Анна Снегина”
Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного изложения событий. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями.
Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается
Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность.
Он только что пришел с войны, бросил винтовку и “решил лишь в стихах воевать”.
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И
Но события сами врываются в его жизнь. Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радова и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Появился у Криушей свой вожак – Прон Оглобин.
Приехавший из Питера бывший односельчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и “с любопытством”. Он теперь “важная шишка”, столичный поэт, но все же “свойский, мужицкий, наш”. От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: “Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?..
За что же тогда на фронте мы губим себя и других?” Но эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны.
Другие впечатления волнуют героя – романтические образы родной природы и воспоминание о “девушке в белой накидке”. Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней – легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина – все это для поэта слилось в единое целое.
Прошлое всегда прекрасно и поэтично.
От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Онегиной, помнит его. Он не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами.
Ему не хочется разрушать образ, который остался в памяти.
Да, теперь Анна Снегина – важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но живущий в памяти образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет утратить его из-за случайной любовной интрижки.
Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице просить, чтобы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Онегиных горе – пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны.
Наступает окончательный разрыв. “Он умер… А вот вы здесь”, – упрекает о н а героя своего недолгого романа.
События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Онегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий.
Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: “Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор?” Так жизнь разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна – в Лондон.
Последняя часть поэмы – это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне – два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Прон Оглоблин. Другое – из Лондона, от Анны Снегиной.
Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.
Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Все проходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине.
Любовь, Родина, природа – вот истинные ценности, способные согреть и возвысить душу человека.