Хроника как жанр литературы (О литературе)

Хроника (от греч. chronikos – относящийся ко времени). Слово “хроника” употребляется, когда речь идет об наложении событий во временной и причинной последовательности. Хроникой называли западноевропейские летописи, содержащие записи о событиях прошлого и настоящего. Так же именовали драматические произведения Шекспира и его современников потому, что в них воплощались мотивы, заимствованные из исторических летописей, а само изложение подчинялось временной последовательности.

В журналистике этим словом стали обозначать краткие заметки о фактах текущей жизни. С появлением кино наименование “хроника” закрепилось за документальными фильмами, которые, подобно газетной информации, фиксировали моменты современной истории. Во всех приведенных случаях слово употреблялось в самых разных значениях, но этимологически все они восходят к первоначальному – греческому.

Основываясь на своеобразии композиционных принципов произведения, писатели подчас включают термин “хроника” в обозначение жанра своих эпических, драматических, а иногда даже лирических сочинений. Отсюда такие определения, как “роман-хроника” или “поэтическая хроника”, которые возвращают нас к исходному смыслу слова: изложение событий во временной последовательности.

Исходя из понимания хроники как особого принципа построения эпического произведения, академик А. Белецкий в свое время разделял все эти сочинения на две группы. Одни романы, считал он, построены как биография центрального героя. Иногда их называют “монороманами” (“Герой нашего времени” Лермонтова).

Другие же книги, которые исследователь и относил к романам-хроникам, построены иначе. В их центре находится группа персонажей, судьба которых прослеживается на протяжении длительного времени. “Биографическая схема, – отмечал А. Белецкий, – здесь сменяется схемой хроники”. К романам-хроникам относят “Господ Головлевых” Салтыкова-Щедрина, “Горное гнездо” Мамина-Сибирика, “Дело Артамоновых” Горького. Кроме особенностей построения, все эти произведения отличаются еще одним признаком, относящимся не к композиции, а к содержанию.

Судьбы героев этих книг прямо, открыто, непосредственно связываются с важнейшими событиями истории и обусловливаются прежде всего этими “поворотными моментами” в жизни всего общества.

Эпоха не только запечатлена в хронике в самых значительных, воссоздающих ее неповторимый облик картинах. Время движет сюжет этих произведений. Свойственное многим другим жанрам расхождение между историческим временем и временем повествовательным в хрониках сводится на нет.

Не случайно их называют “художественными летописями эпохи”.

И все же в классификации жанров эпических произведений “семейная хроника” или “историческая хроника” не нашли своего места. Сочинения этого рода группируют по другим особенностям, зависящим от их объекта (роман, повесть, рассказ, анекдот) или тематики (исторический роман, деревенская повесть, военный рассказ и т. п.).

Зато в системе жанров сочинений драматического рода хронику выделяли еще со времени Шекспира. Т. Гейвуд в “Апологии актеров” (1612) особо отмечал патриотизм исторических хроник, сопоставлял их с трагедиями и комедиями. Лессинг в “Гамбургской драматургии” писал, что хроники Шекспира находятся в таком же соотношении с трагедиями классицистов, как пространственная фресковая роспись с миниатюрными портретами.

Тем самым обращалось внимание на панорамность, эпичность, масштабность этих драматических произведений.

В современном литературоведении хроникой именуют пьесы, близкие к повестям на современную или историческую тематику. “Современной хроникой” назвал свою пьесу “Человек со стороны” И. Дворенкий. К этому же жанру относится большинство других произведений для театра, воссоздающих во временной и причинной последовательности события из жизни коллективов заводов, колхозов, научных учреждений, судебных ведомств (производственная, колхозная, судебная хроника).

Со времен Шекспира, прославившегося “Генрихом IV” и “Ричардом III”, вплоть до наших дней появляются исторические хроники, посвященные важнейшим событиям и героям далекого прошлого. В советской драматургии к этому жанру обращались А. Толстой, К. Тренев, Н. Погодин, М. Шатров, Зорин и многие другие писатели. От трагедии, в которой тоже отражаются эпизоды из истории, хроники отличаются меньшей условностью, эстетической “нейтральностью”, объективным, близким к документальному характером изложения событий.

По композиции хроники напоминают построение эпических произведений: в них параллельно развивается несколько сюжетных линий, развитие конфликтов и их разрешение совершается “поэтапно”, в пределах одного акта, иногда даже эпизода. В этом отношении хроники резко нарушают тот закон “единства действия”, который, по мнению теоретиков, требует воплощения в драме лишь одного завершенного события.

В свое время А. М. Островский обращал внимание на то. что в пьесах традиционных жанров отражается лишь один момент из жизни человеческой и “чем он короче, тем лучше”. Xроника же, по его мнению, воспроизводит целый ряд событий, разделенных большими промежутками времени, что превращает пьесу в повесть в драматической форме.

Казалось бы, близость хроник к произведениям эпического рода даст все основания для их обозначения термином “драматическая повесть”. Однако сама театральная практика этому препятствует. С предвоенных лет драматическими повестями (повестями для театра) называются авторские инсценировки.

В послевоенные годы этот термин закрепился за пьесами, близкими к социально-психологической драме, отличающимися от нее широким использованием повествовательных приемов (в том числе введением рассказчика, хора и т. п.).

По своей жанрово-композиционной структуре драматические хроники сближаются с киносценариями, и это объясняет появление многих из сочинений кинодраматургов на сцене театров в виде постановок исторических или современных хроник.

Кажущаяся простота построения хроник привлекала многих авторов. Трудно обозримы те “косяки” производственных пьес и повестей, которые появились в 1970-е годы. Однако легкость создания произведений этого вида кажется обманчивой и подводит многих, в особенности начинающих авторов.

На самом деле хроника требует не только высокого мастерства художника, но и также и глубокого философского осмысления важнейших событий истории и современности. Этим объясняется резкая диспропорция между огромным количеством произведений этого жанра в прошлом и настоящем и редкими творческими достижениями.



Хроника как жанр литературы (О литературе)