Христианские мотивы в романе Пастернака “Доктор Живаго”



Проблема революции и гражданской войны в России была очень важной для Пастернака в понимании судьбы и будущего России. Писатель верил, что после самых тяжких событий в истории страны обязательно начнется духовное пробуждение общества: “Если Богу угодно будет и я не ошибаюсь, в России скоро будет яркая жизнь, захватывающе новый век”.
Писатель с нетерпением ждал этого времени, с которым у него были связаны все мечты и надежды. И первым шагом к духовному пробуждению стало одно из лучших его произведений – “Доктор Живаго”.
Роман был начат в декабре 1945 года. Пастернак чувствовал некую внутреннюю обязанность перед родной землей, поэтому он стремился создать роман о России, о ее трагедии.
Осознание того, что его творение будет своеобразным залогом бессмертия, что пути к отступлению нет, ярче всего выражено в стихотворении “Гамлет”, входящем в сборник произведений Юрия Живаго:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На мой взгляд, Пастернак (как Пушкин, Лермонтов

и многие другие поэты и писатели) видит основной целью творчества провозглашение истины и правды. Однако путь этот очень сложен и подчас жесток.
Однажды сам Пастернак сказал о своем романе следующее: “Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…”. Данный роман стал своеобразным откровением автора. Действительно, в “Докторе Живаго” Пастернак дает свою оценку человеческой жизни.

Особенно его волнует тема веры в Бога и христианские мотивы: “Атмосфера вещи – мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным”.
Так каково же понимание Пастернаком христианства? На этот вопрос можно ответить, по-моему, если обратиться к сцене, происходящей у постели умирающей Анны Ивановны Громеко. Юрий Живаго говорит о том, что “слова Христа о живых и мертвых понимал всегда по-другому”.
По мнению молодого человека, воскрешение уже в нашем рождении. Однако люди этого не замечают и воспринимают жизнь как череду страданий. Самое главное, истинное в том, что “человек в других людях и есть душа человека”. На мой взгляд, с этим нельзя не согласиться.

Память становится той удивительной силой, которая делает каждого бессмертным, живым в окружающих: “… вот чем дышало, питалось, уживалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же?

В других вы были, в других и останетесь”.
Таким образом, можно говорить о том, что для Пастернака важны поступки человека, ибо только они останутся в памяти. А остальное тленно, имеет мало значения.
Хотя отношение к смерти в произведении тоже особое. Юрий Живаго утверждает, что смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Такая позиция, по моему мнению, оптимистична и имеет под собой основу, поскольку сам Пастернак также был уверен в невозможности смерти. Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман “Смерти нет”.

Но в таком случае главная идея произведения была бы слишком прозрачна. Должно быть, только этот аргумент и заставил автора отказаться от подобного названия. Но данная мысль очень ярко прослеживается в романе.
Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашел “эликсир вечной жизни”. Им становится творчество и поступки, которые остались в памяти людей.
Да, конечно, Пастернак верит в некоторую предопределенность и божественную силу, которая в некоторые моменты направляет человека. Однако в эпоху революционных событий гражданской войны у большинства людей вера в Бога ушла на задний план. Писатель понимает это, но все же пытается донести до людей ценность стремления к прекрасному, настоящему как к проявлению Бога.
Важно также отметить, что христианство у Пастернака неизбежно связано с природой. Так, Иисус представляется “человеком-пастухом в стаде овец на заходе солнца”. В иной мир главного героя провожают цветы, ибо они “царство растений – ближайший сосед царству смерти.

В зелени земли сосредоточенье тайны превращения и загадки жизни”.
Таким образом, в своем восприятии христианства Пастернак, с одной стороны, подтверждает основные законы бытия, а с другой – привносит новые коррективы, которые также могут считаться истинными. Причем свое мировосприятие он переносит в сюжет романа, еще раз доказывая, что смерти не существует, а есть вечная жизнь. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы.
Пастернак в романе не навязывает христианские догмы окружающим, он переоценивает их. Писатель дает новое объяснение вере, Христу, любви, истине, считая, что каждый из нас, наши дела и есть та сила, которая в совокупности дает понятие “Бог”. Свою точку зрения и изложил автор в романе “Доктор Живаго”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Христианские мотивы в романе Пастернака “Доктор Живаго”