В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате «Херсонес». К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. «Херсонес» и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин.
После карантина писатель жил в доме А. А. Трощинского (двоюродного брата своей матери) на Надеждинской улице (ныне — улица Гоголя). Здесь он встречался с братом Пушкина Львом, который в то время служил в таможне, а также с представителями демократической интеллигенции города.
Вторично Н. В. Гоголь прибыл в Одессу 24 октября 1850 г., снова остановился у А. А. Трощинского и здесь всю зиму усердно работал над вторым томом » Мертвых душ «.
О пребывании Гоголя в Одессе в 1850-1851 годах сохранились воспоминания В. Н. Репниной, А. П. Маркевича, О. О. Чижевича и других. Из них наиболее интересны воспоминания А. П. Толченова — актера Одесского театра. Гоголь посещал спектакли этого театра, репетиции, при этом делал свои замечания актерам, требуя от них «естественности и жизненной правдивости», читал артистам свои произведения.
Писатель часто бывал в доме князя В. Н. Репнина, который жил в доме Кандыбы на углу Херсонской и Торговой улиц (теперь угол Па стера н Красной Гвардии). В этом доме для Гоголя была отведена особая комната, где он работал над вторым томом «Мертвых душ». Летом он часто бывал на даче Репниных у Малого Фонтана.
Только 27 марта 1851 г. он отправился на Полтавщину. Уезжая из Одессы, Гоголь мечтал возвратиться сюда. Но осуществить свое желание ему было не суждено — через год писатель ушел из жизни. Для создают карту гоголевских мест в Одессе, а также карту путешествий писателя из Москвы в Одессу, оттуда — в Васильевку.
С помощью карты можно мысленно проехать по городам и станциям, ответить на вопросы: С какой целью Гоголь предпринял поездку в Одессу? С кем он там встречался? Нашли ли отражение в его произведениях впечатления от знакомств с Одессой?
- Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве Первый раз он побывал здесь еще в 1827 г., приехав во время весенних каникул вместе с профессором Нежинской гимназии высших наук Н. Г. Белоусовьш, Останавливался на Подоле у В. М. Белозерского. Город пленил воображение юного Гоголя, восхищая своей природой, памятниками старины. Особенно покорил 18-летнего юношу весенний Днепр. По-видимому, с этого первого посещения Киев стал мечтой ... Читать далее...
- Хрестоматия: Русско-украинские литературные связи в творчестве Гоголя Особое место занимает творчество Гоголя в русско-украинских литературных связях. М. Ф. Рыльский назвал Гоголя «золотым мостом» между духовными ценностями, созданными в русской и украинской литературах. О. Т. Гончар, выступая на международном симпозиуме в Венеции в 1976 г., развил этот удачный поэтический образ: «Своим творчеством Гоголь возвел поистине золотой мост, который соединяет культуры двух братских народов ... Читать далее...
- Жизнь в Одессе (Пушкин А. С.) Над головой непокорного поэта Пушкина витало облако недовольства императора Александра Первого. Чем же прогневил юноша императора? Современники вспоминают, что он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей; полетели ругательства на все сословия, штатские чиновники — подлецы и вора, генералы — большей частью скоты. Особенно напал Пушкин на дворян русских. Вольнодумца срочно надо было ... Читать далее...
- Николай Васильевич Гоголь. Краткое изложение текста Проза Мертвые души. Том первый История создания поэмы «Мертвые души» Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр «Мертвых душ» История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. ... Читать далее...
- Тема города в одном из произведений русской литературы (Н. В. Гоголь. «Ревизор») Некоторые современники Н. Гоголя считали, что драматург, по цензурным соображениям, написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи — Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чужда аллегория Сила пьесы — не в иносказательных намеках, а в особом принципе отбора жизненных явлений. Свой «уездный город» писатель ... Читать далее...
- Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь «Мертвые души».) Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, ... Читать далее...
- «Настоящий писатель — то же, что древний пророк». А. П. Чехов. (По одному из произведений русской литературы. — Н. В. Гоголь. «Мертвые души».) Повесть «Мертвые души» можно по праву назвать лучшим произведением Николая Васильевича Гоголя. По словам В. Г. Белинского, вся творческая жизнь писателя до работы над ней была лишь предисловием и подготовкой к этому поистине гениальному творению. «Мертвые души» являются одним из наиболее ярких примеров гоголевской манеры отображения действительности, ведь где еще можно встретить столь точное и ... Читать далее...
- Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Ревизор».) А почему, собственно, не быть Хлестакову «ревизором», начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в другом произведении Н. Гоголя еще более невероятное событие — бегство носа майора Ковалева и превращение его в статского советника. Это «несообразность», но, как, смеясь, уверяет писатель, «во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на ... Читать далее...
- Гоголь — последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот? Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям» и создают только «возвышенные образы»; другие, напротив, выставляют «выпукло и ярко на всенародные очи» повседневные характеры, которыми «кишит наша земная, подчас ... Читать далее...
- Николай Васильевич Гоголь. Биография Николай Васильевич Гоголь — прозаик и драматург, творчество которого развивалось на пересечении русской и украинской культур и сочетало в себе романтические и реалистические черты. В качестве автора ряда произведений на украинскую тему Гоголь выступил в русской литературе открывателем украинского культурного мира. В качестве же автора произведений о русской действительности 1830-1840-х годов он приобрел славу создателя ... Читать далее...
- Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Портрет».) Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом». Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть ... Читать далее...
- Гоголь и Украина < p>Николай Гоголь родился и вырос в Украине. Детство его прошло в живописных местах, овеянных казацким прошлым, древней историей, народными легендами. С детства Николай видел вокруг колоритных людей из народа: казаков, чумаков, торговцев на рынке, хитрых цыган-«лошадников», зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней. А еще он с детства слушал ... Читать далее...
- Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Биография в датах и фактах Николай Васильевич Гоголь — прозаик и драматург, творчество которого развивалось на пересечении русской и украинской культур и сочетало в себе Роман (бессмертное произведение)тические и Реалистические черты. В качестве автора ряда произведений на украинскую тему Гоголь выступил в русской литературе открывателем украинского культурного мира. В качестве же автора произведений о русской действительности 1830-1840-х годов он приобрел ... Читать далее...
- Изображение внутреннего мира человека в од-ном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Ревизор».) Казалось бы, Хлестаков — человек ничтожный и мелкий — меньше всего подходит для раскрытия темы. Вроде бы надо взять более мощную личность, такую, как Анна Каренина или Евгений Базаров, и показать, какими литературными приемами авторы раскрывают внутренний мир героев. Однако гоголевский Хлестаков вовсе не так однозначен, как кажется на первый взгляд. И хотя внутри его ... Читать далее...
- Н. В. Гоголь — краткая биография Николай Васильевич Гоголь, классик русской и украинской литературы, родился 1 апреля 1809 года в семье помещика. Детство Гоголь провел в родном имении Васильевка, изредка посещая окрестные места, среди которых был хутор Диканька, который позже писатель опишет в одной из своих лучших книг. Так же сильное влияние на личность молодого человека оказали библейские рассказы матушки, которые ... Читать далее...
- НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852) Детство будущего писателя прошло в Украине в селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни. Гоголь учился в Нежинской гимназии высших наук, объединявшей среднее и высшее учебное заведение. Интерес к литературному делу пробудился у него еще в гимназии. В Петербурге жизнь Гоголя ... Читать далее...
- Почему Гоголь не сумел завершить «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» была тесно связана с религиознонравственными исканиями Гоголя. Первый раз Гоголь в состоянии резкого обострения болезни сжег рукопись второго тома «Мертвых душ» летом 1845 года. Гоголь признавался, что он сам предал огню «пятилетний труд, производимый с такими болезненными напряжениями, где всякая строка досталась потрясеньем, где было много того, что составляло мои лучшие помышления ... Читать далее...
- Н. В Гоголь:»Поворот от эстетики к религии» В 1934 году К. В Мочульский в книге «Духовный путь Гоголя» писал: «В нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского.» Но не просто и не сразу совершался поворот «от эстетики к религии» в судьбе самого Гоголя. ... Читать далее...
- Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах» Поэма Гоголя » Мертвые души» — одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что ... Читать далее...
- Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века. — Н. В. Гоголь. «Ревизор».) Главный герой в произведении Н. В. Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую череду событий, возвышен ирреальным стечением обстоятельств Будто сказочная «золотая рыбка» исполнила желание, но не смогла изменить сущность этого антигероя: хоть царскую корону надень на неграмотную бабу, она так пустоголовой бабой и останется. В комедии единственным ... Читать далее...
- Хрестоматия: Литература на линии огня (1933-1945) В 1932 г. Л. Фейхтвангер, отмечая все растущее наступление фашистского варварства, подчеркивал значение немецкой гуманистической культуры в этих условиях: «Правда, представителям немецкой литературы недостает громкости голоса, которой отличаются наши политические шарлатаны и военщина, но тем не менее слово немецких писателей… проникает в сердца, оно остается». Эти строки были написаны в канун трагического перелома в истории ... Читать далее...
- Хрестоматия: Немецкий роман о людях и обстоятельства Литература — человековедение, в ней люди познают самю себя. Развиваясь, она идет ко все более глубокому раскрытию сущности человека, его стремлений, надежд, возможностей, его ме. ста в мире. Но человек неисчерпаем, и каждая эпоха ставит новые вопросы. Литература призвана осознать эти вопросы и ответить на них. При этом ее ответы никогда не бывают окончательными, в ... Читать далее...
- Гоголь как историк Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение, как мы помним, началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. В этот период ставший близким другом Гоголя украинский ... Читать далее...
- Сочинение «Экскурсия по Одессе» Если у вас есть немного свободного времени, и вы готовы потратить определенную сумму, тогда вы можете насладиться замечательными экскурсиями в любой точке своей страны или за рубежом. Я бы хотел рассказать о своей последней поездке в очаровательный Город Одесса. Наш преподаватель литературы предложила нам несколько недель назад съездить на Экскурсию в этот замечательный город. Я ... Читать далее...
- Н. В. Гоголь и Украина «Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее…» Кому не известна эта история, описанная Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством»? События, связанные с похищением месяца, который черт умудрился положить в карман, происходят на украинском хуторе близ Диканьки. Гоголь так и назвал цикл повестей: «Вечера на ... Читать далее...
- Рецензия к повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка (Гоголь Н. В.) Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» напечатана впервые во второй книжке «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в 1832 году. Завершена она, по-видимому, позже всех остальных повестей цикла, в конце 1831 года. Повесть о Шпоньке, написанная в строго реалистической манере, предвосхитила многие образы и мотивы гоголевских произведений. В критической литературе о творчество ГОГОЛЯ отмечалось, например, ... Читать далее...
- Мой любимый писатель Николай Васильевич Гоголь Его произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Конотопская ведьма» увлекли меня и поразили. Я читала их на одном дыхании, погружаясь, в колоритный мир украинской деревни. 1809 год подарил миру великого писателя Н. В. Гоголя. Интересен тот факт, что все детство писатель провел в имении Васильевка. По соседству находился, воспетый в произведении, полный мистики и ... Читать далее...
- Характеристика героя Пацюк, Ночь перед Рождеством, Гоголь Пацюк Во время изучения школе повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством», мы лишний раз убедились в таланте этого великого писателя. Во многих его произведениях чувствуется вера самого писателя в добро, справедливость и, конечно же, в Бога. Там где такая вера существует, все представители нечистой силы, представленные в повести, терпят поражение. В этом мы убеждаемся, ... Читать далее...
- Характеристика героя Пискарев, Невский проспект, Гоголь Пискарев Пискарев — один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», скромный художник, приятель Пирогова. Этот персонаж живет в своем мирке, из которого нечасто выходит в реальный мир. Гоголь подчеркивает, что он вовсе не похож на итальянских художников, горячих и гордых. Пискарев скорее робок и застенчив. Та искра таланта, которая в нем скрыта, ... Читать далее...
- Роль эпиграфа по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) В качестве эпиграфа к своему бессмертному произведению Гоголь взял русскую народную пословицу — «На зеркало неча пенять, коль рожа крива». Изначально эпиграфа не было, он появился лишь спустя шесть лет после выхода комедии в свет, представляя собой своеобразный ответ на критику окружающих. Автор сравнивает свое произведение с зеркалом. Ведь многие, узнав в комедии себя, начали ... Читать далее...
- Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой «натуральной школы» 40-х годов. «Натуральная школа», сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей, объединялась тем, что в центр внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явилось, во-первых, ... Читать далее...
- Рецензия малороссийской повести «Страшный кабан» (Гоголь Н. В.) Отрывки из задуманной Гоголем повести «Страшный кабан» были напечатаны в «Литературной газете» в 1831 году (№№ 1 и 17) под заглавиями: глава 1-я — «Учитель», и глава 2-я -«Успех посольства» (первая с подписью «П. Глечик», вторая — без подписи). Первый отрывок предполагался к включению в «Арабески» (помечен в сохранившихся планах), но в печатный текст не ... Читать далее...
- Как Гоголь понимал задачу искусства Не одни лишь поэты размышляли о назначении искусства и месте писателя в мире и обществе. Лучшее доказательство тому — Гоголь, который в одном из авторских отступлений в «Мертвых душах» дал свое понимание задач художника-реалиста. Сравнивая писателя, который обратил свое внимание исключительно на характеры, «являющие высокое достоинство человека», и писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред ... Читать далее...
- Рецензия к повести Сорочинская ярмарка (Гоголь Н. В.) «Сорочинская ярмарка» напечатана в 1831 году, в первой книжке «Вечеров». Повесть вчерне была написана в начале 1830 года, а завершена лишь в 1831 году. Дата, поставленная во втором издании «Вечеров» — «1829», — может относиться только к самому началу работы над повестью. «Сорочинская ярмарка» в большой степени, чем другие повести цикла, связана с традициями украинской ... Читать далее...
- Биография Гоголь Николай Васильевич (1809 — 1852) (1809-52), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой ... Читать далее...
- Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений С 1835 по 1842 г. он создает цикл петербургских повестей в которых показаны трагические контрасты города, захваченного духом наживы, меркантильности («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). В этих условиях гибнут таланты, не сумевшие перенести столкновения с действительностью (Пискарев), рушатся мечты о скромной, но чистой любви (Поприщин), опозоренной оказывается сама человеческая красота (образ незнакомки в «Невском ... Читать далее...
- Хрестоматия: Развитие исторической прозы в русской литературе Литературу 1970 — 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. В драматической ... Читать далее...
- Почему Н. В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»? по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) Образ городничего Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» можно смело назвать типичным представителем нечистых на руку чиновников, с которыми приходится иметь дело и поныне. Он — практичный и неглупый, но для построения собственной карьеры использует не только все свои положительные качества. Должность городничего досталась ему благодаря взяткам и подчеркнутой любезности к вышестоящему ... Читать далее...
- Тема сочинения: Значение творчества Гоголя для русской литературы Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений — все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении принципов критического реализма, в развитии демократического общественного самосознания. Опираясь на творческие завоевания своих славных предшественников (Фонвизина, Грибоедова, Крылова, Пушкина ), Гоголь ... Читать далее...
- Гоголь для Тургенева Гоголь для Тургенева — «литературный отец». Тургенев называет себя «одним из самых малых учеников его», «поклонником и малейшим последователем». Тургенев видел силу Гоголя в обличении крепостнической действительности, застойной жизни «существователей», «приобретателей», «накопителей» в полном согласии с Чернышевским, увидевшим заслугу Гоголя в «прочном введении в русскую изящную литературу сатирического или… критического направления». Тот принцип историзма, которым ... Читать далее...
Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Одессе