Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
Первый раз он побывал здесь еще в 1827 г., приехав во время весенних каникул вместе с профессором Нежинской гимназии высших наук Н. Г. Белоусовьш, Останавливался на Подоле у В. М. Белозерского. Город пленил воображение юного Гоголя, восхищая своей природой, памятниками старины.
Особенно покорил 18-летнего юношу весенний Днепр. По-видимому, с этого первого посещения Киев стал мечтой Гоголя, городом его надежд, с которым он мысленно связывал свою будущую жизнь.
Любовь к Киеву соединялась у Гоголя с любовью к украинской земле. У писателя возникает
Попечитель учебного округа фон Брадке не дал согласия на преподавание Гоголя в университете. Надежды не осуществились, но желание поселиться в Киеве не оставляет писателя. В августе 1834 г.
Он просит М. А. Максимовича присмотреть и
Возвращаясь из Васильевки в Петербург, он решил заехать в Киев, несмотря на то, что пришлось сделать лишних 300 километров. На этот раз писатель остановился у М.
А. Максимовича, который жил на Печерске. М. А. Максимович – большой любитель и знаток старины, особенно киевской,- охотно сопровождал гостя по городу.
Так, Гоголь посетил Софийский собор, побывал в Киево-Печерской лавре, где на большой колокольне оставил свою подпись, с интересом рассматривал остатки старинных укреплений “града Владимира” и “града Ярослава”. В последний раз Н.
В. Гоголь посетил Киев в 1848 г. по возвращении из-за границы. Теперь он остановился у своего товарища по гимназии А. С. Данилевского в доме № 2 по улице Никольской (теперь улица Январского восстания). И снова Гоголь любуется Киевом и его окрестностями.
По воспоминаниям современников, особенно часто бывал он на Андреевской горе, у церкви В. В. Растрелли и с высоты любовался Подолом и Днепром. Через всю жизнь пронес Н. В.
Гоголь любовь к Киеву, часто обращаясь к нему в своих произведениях “Вий”, “Страшная месть” и “Тарас Бульба”.
- Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Одессе В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате “Херсонес”. К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. “Херсонес” и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин. После карантина […]...
- Сочинение-рассказ о Киеве Сочинение-рассказ о Киеве Киев – один из древнейших городов Украины. Это столица моей родины. Точная дата его основания неизвестна, однако, по мнению археологов, он появился еще в 6-7 веке нашей эры. По старинной легенде его основали три брата – Кий, Щек и Хорив, а также их сестра Лебедь. Киев стал колыбелью, своеобразным центром, из которого […]...
- Хрестоматия: Русско-украинские литературные связи в творчестве Гоголя Особое место занимает творчество Гоголя в русско-украинских литературных связях. М. Ф. Рыльский назвал Гоголя “золотым мостом” между духовными ценностями, созданными в русской и украинской литературах. О. Т. Гончар, выступая на международном симпозиуме в Венеции в 1976 г., развил этот удачный поэтический образ: “Своим творчеством Гоголь возвел поистине золотой мост, который соединяет культуры двух братских народов […]...
- Тема города в одном из произведений русской литературы (Н. В. Гоголь. “Ревизор”) Некоторые современники Н. Гоголя считали, что драматург, по цензурным соображениям, написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи – Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чужда аллегория Сила пьесы – не в иносказательных намеках, а в особом принципе отбора жизненных явлений. Свой “уездный город” писатель […]...
- Рецензия к повести Сорочинская ярмарка (Гоголь Н. В.) “Сорочинская ярмарка” напечатана в 1831 году, в первой книжке “Вечеров”. Повесть вчерне была написана в начале 1830 года, а завершена лишь в 1831 году. Дата, поставленная во втором издании “Вечеров” – “1829”, – может относиться только к самому началу работы над повестью. “Сорочинская ярмарка” в большой степени, чем другие повести цикла, связана с традициями украинской […]...
- Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Ревизор”.) А почему, собственно, не быть Хлестакову “ревизором”, начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в другом произведении Н. Гоголя еще более невероятное событие – бегство носа майора Ковалева и превращение его в статского советника. Это “несообразность”, но, как, смеясь, уверяет писатель, “во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на […]...
- Гоголь как историк Художественное мышление Гоголя в “Миргороде” глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение, как мы помним, началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. В этот период ставший близким другом Гоголя украинский […]...
- Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Портрет”.) Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”. Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть […]...
- Рецензия к повести Вечер накануне Ивана Купала (Гоголь Н. В.) Впервые повесть была напечатана в февральской в мартовской книжках “Отечественных записок” за 1830 год, без подписи автора. В журнальном тексте повесть озаглавлена “Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви”. Издатель “Отечественных записок”, литератор П. Свиньин, при напечатании повести в журнале внес в нее много поправок, пытаясь освободить […]...
- Почему Гоголь не сумел завершить “Мертвые души” Поэма “Мертвые души” была тесно связана с религиознонравственными исканиями Гоголя. Первый раз Гоголь в состоянии резкого обострения болезни сжег рукопись второго тома “Мертвых душ” летом 1845 года. Гоголь признавался, что он сам предал огню “пятилетний труд, производимый с такими болезненными напряжениями, где всякая строка досталась потрясеньем, где было много того, что составляло мои лучшие помышления […]...
- Гоголь – последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот? Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются “с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям” и создают только “возвышенные образы”; другие, напротив, выставляют “выпукло и ярко на всенародные очи” повседневные характеры, которыми “кишит наша земная, подчас […]...
- Изображение внутреннего мира человека в од-ном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Ревизор”.) Казалось бы, Хлестаков – человек ничтожный и мелкий – меньше всего подходит для раскрытия темы. Вроде бы надо взять более мощную личность, такую, как Анна Каренина или Евгений Базаров, и показать, какими литературными приемами авторы раскрывают внутренний мир героев. Однако гоголевский Хлестаков вовсе не так однозначен, как кажется на первый взгляд. И хотя внутри его […]...
- Рецензия малороссийской повести “Страшный кабан” (Гоголь Н. В.) Отрывки из задуманной Гоголем повести “Страшный кабан” были напечатаны в “Литературной газете” в 1831 году (№№ 1 и 17) под заглавиями: глава 1-я – “Учитель”, и глава 2-я -“Успех посольства” (первая с подписью “П. Глечик”, вторая – без подписи). Первый отрывок предполагался к включению в “Арабески” (помечен в сохранившихся планах), но в печатный текст не […]...
- Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века. – Н. В. Гоголь. “Ревизор”.) Главный герой в произведении Н. В. Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую череду событий, возвышен ирреальным стечением обстоятельств Будто сказочная “золотая рыбка” исполнила желание, но не смогла изменить сущность этого антигероя: хоть царскую корону надень на неграмотную бабу, она так пустоголовой бабой и останется. В комедии единственным […]...
- Гоголь и Украина < p>Николай Гоголь родился и вырос в Украине. Детство его прошло в живописных местах, овеянных казацким прошлым, древней историей, народными легендами. С детства Николай видел вокруг колоритных людей из народа: казаков, чумаков, торговцев на рынке, хитрых цыган-“лошадников”, зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней. А еще он с детства слушал […]...
- Н. В. Гоголь – краткая биография Николай Васильевич Гоголь, классик русской и украинской литературы, родился 1 апреля 1809 года в семье помещика. Детство Гоголь провел в родном имении Васильевка, изредка посещая окрестные места, среди которых был хутор Диканька, который позже писатель опишет в одной из своих лучших книг. Так же сильное влияние на личность молодого человека оказали библейские рассказы матушки, которые […]...
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 – 1852) – русский прозаик. Гоголь родился в Великих Сорочинцах Миргородского уезда Полтавской губернии; происходил из помещичьей семьи: у них было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки со стороны отца – потомственные священники, однако дед Афанасий Демьянович оставил это занятие и прибавил к своей фамилии Яновский вторую […]...
- Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой “натуральной школы” 40-х годов. “Натуральная школа”, сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей, объединялась тем, что в центр внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явилось, во-первых, […]...
- Рецензия к повести Пропавшая грамота (Гоголь Н. В.) “Пропавшая грамота” впервые напечатана в 1831 году в первой книжке первого издания “Вечеров”. Начало работы над повестью относится к 1829 году. По сравнению с сохранившимся черновым автографом, печатный текст повести значительно сокращен – убраны излишние подробности в описаниях и характеристиках персонажей. Так, например, в печатный текст не вошла история путешествия деда на хромом черте из […]...
- Рецензия к повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка (Гоголь Н. В.) Повесть “Иван Федорович Шпонька и его тетушка” напечатана впервые во второй книжке “Вечеров на хуторе близ Диканьки” в 1832 году. Завершена она, по-видимому, позже всех остальных повестей цикла, в конце 1831 года. Повесть о Шпоньке, написанная в строго реалистической манере, предвосхитила многие образы и мотивы гоголевских произведений. В критической литературе о творчество ГОГОЛЯ отмечалось, например, […]...
- Роль эпиграфа по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) В качестве эпиграфа к своему бессмертному произведению Гоголь взял русскую народную пословицу – “На зеркало неча пенять, коль рожа крива”. Изначально эпиграфа не было, он появился лишь спустя шесть лет после выхода комедии в свет, представляя собой своеобразный ответ на критику окружающих. Автор сравнивает свое произведение с зеркалом. Ведь многие, узнав в комедии себя, начали […]...
- Н. В. Гоголь. Ревизор. Какую роль в комедии играет “немая сцена”? “Немой сцене” сам Гоголь придавал большое значение. Актеры в первых постановках “Ревизора” редко выполняли содержание ремарки, относящейся к последней сцене, занавес почти всегда опускался сразу, и зрители не могли увидеть окаменевших действующих лиц. Поэтому Гоголь не один раз писал и говорил о последней сцене. Вот несколько его замечаний, помимо большой ремарки в самом тексте пьесы. […]...
- Хрестоматия: Литература на линии огня (1933-1945) В 1932 г. Л. Фейхтвангер, отмечая все растущее наступление фашистского варварства, подчеркивал значение немецкой гуманистической культуры в этих условиях: “Правда, представителям немецкой литературы недостает громкости голоса, которой отличаются наши политические шарлатаны и военщина, но тем не менее слово немецких писателей… проникает в сердца, оно остается”. Эти строки были написаны в канун трагического перелома в истории […]...
- Мелкопоместное дворянство Гоголя (Гоголь Н. В.) Среди наших писателей – классиков Гоголь является одной из характернейших фигур, с наибольшей убедительностью доказавших тот факт, что писатель служит не только выразителем выдвинувшей его общественной среды, но и продуктом ее. По своему происхождению, по своим кровным связям Гоголь был выходцем из мелкопоместного дворянства с его серой, будничной жизнью, насквозь погрязшей в повседневных личных интересах. […]...
- Гоголь и его произведения Н. В. Гоголь наряду с А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым считается создателем нового направления в русской литературе XIX в. – реализма. Изображение социально-бытовых подробностей жизни обыкновенного человека, взаимоотношения человека с окружающей его средой и влияния этой среды на характер человека приводили Гоголя к созданию социальных типов – т. е. персонажей, концентрирующих наиболее характерные […]...
- Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений С 1835 по 1842 г. он создает цикл петербургских повестей в которых показаны трагические контрасты города, захваченного духом наживы, меркантильности (“Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”). В этих условиях гибнут таланты, не сумевшие перенести столкновения с действительностью (Пискарев), рушатся мечты о скромной, но чистой любви (Поприщин), опозоренной оказывается сама человеческая красота (образ незнакомки в “Невском […]...
- Хрестоматия: Немецкий роман о людях и обстоятельства Литература – человековедение, в ней люди познают самю себя. Развиваясь, она идет ко все более глубокому раскрытию сущности человека, его стремлений, надежд, возможностей, его ме. ста в мире. Но человек неисчерпаем, и каждая эпоха ставит новые вопросы. Литература призвана осознать эти вопросы и ответить на них. При этом ее ответы никогда не бывают окончательными, в […]...
- План сочинения – Почему Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? Почему Н.В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? I. Вступление Под поэмой обыкновенно понимается стихотворное произведение лиро-эпического характера (см. Словарик). Ясно, что Гоголь имел в виду что-то другое. II. Главная часть Для Гоголя поэма – это “малый род эпопеи”, а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом. Именно […]...
- Почему Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой? Комедия Гоголя “Ревизор” вывела на сцену именно “русские характеры”. До этого в театрах играли в основном только переводные иностранные пьесы. Из русских произведений можно было назвать лишь “Недоросля” Фонвизина и “Горе от ума” Грибоедова. В “Ревизоре” были высмеяны “наши плуты”, но, сверх того, были вскрыты общественные пороки и “социальные язвы”, которые явились порождением самодержавно-крепостнического строя. […]...
- Рецензия к повести Страшная месть (Гоголь Н. В.) Повесть была напечатана в 1832 году, во второй части “Вечеров”, с подзаголовком “Старинная быль”, снятым и последующих изданиях. В черновой рукописи “Страшной мести” имелось вступление, мотивировавшее включение этой понести в круг рассказов пасичника Рудого Панька. “Вы слышали ли историю про синего (?) колдуна? Это случилось у пас за Днепром. Страшное дело! На тринадцатом году слышал […]...
- Н. В. Гоголь-сатирик Н. В. Гоголь-сатирик (по комедии “Ревизор”) I. Характер комического в творчестве Гоголя. 1. Анекдот, выразивший закономерность порока. II. Беспощадный портрет города N – портрет России. 1. Отцы города и их отношение к службе. 2. Мечты Городничего и мечты Хлестакова как отражение сущности чиновничьей иерархии в России. 3. Сила власти, ограниченность и невежество хозяев жизни и […]...
- Хрестоматия: Развитие исторической прозы в русской литературе Литературу 1970 – 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. В драматической […]...
- Почему Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? Поэма – лиро-эпический жанр, в котором повествование об исторических событиях и событиях в жизни героев раскрываются через оценку и восприятие повествователя. “Мертвые души” – одно из гениальнейших произведений русской мировой культуры. Эта поэма – вершина творчества Гоголя. Она показывает современную Гоголю николаевскую Россию с ее бюрократическим аппаратом, разложением крепостничества. В поэме показано падение человеческой личности. […]...
- Гоголевский “Ревизор” глазами Газарова (1996г) (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь написал комедию с истинною комическою веселостью. Он написал “Ревизора” для того, чтобы высмеять человеческие пороки, и правительство, незаботящееся о своем государстве. Так сказать, показать трагедию русского народа и русской власти. На примере провинциального городишки, Гоголь описывает все проблемы того времени когда везде были взяточники, было казнокрадство, корыстные мотивы, вместо заботы об общественном […]...
- Поэма Мертвые души 1969 год (Гоголь Н. В.) Художественный фильм по поэме Н. В. Гоголь Мертвые души вышедший в СССР в 1969 году. Режиссер: Александр Белинский В ролях: Леонид Дьячков, Игорь Горбачев, Олег Басилашвили, Клавдия Фадеева, Павел Луспекаев, Юрий Толубеев, Александр Соколов, Константин Адашевский, Елена Маркина, Светлана Карпинская, Николай Боярский, Михаил Данилов Описание: Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал еще в 1835 году […]...
- Злободневность по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) Гоголя называют “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Он испробовал себя на разных поприщах: давая уроки, печатал статьи и фрагменты из задуманных художественных произведений. Первая известность Гоголя – два томика украинских повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Все последующие его произведения приносят Николаю Васильевичу все большую популярность, его признают уважаемые в своих кругах литераторы. Сам […]...
- Галерея помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” очень ясно и точно раскрыта природа человека, смысл жизни которого заключается в том, чтобы “копить копейку”. Павел Чичиков делает все, чтобы получить мертвые души, таким образом, получить прибыль. Он разговаривает уважительно с неинтересными и неприятными ему людьми, стараясь понравиться им, чтобы добиться своего (“В немного времени он совершенно […]...
- Почему Н. В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, “неглупым человеком”? по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) Образ городничего Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского в произведении Н. В. Гоголя “Ревизор” можно смело назвать типичным представителем нечистых на руку чиновников, с которыми приходится иметь дело и поныне. Он – практичный и неглупый, но для построения собственной карьеры использует не только все свои положительные качества. Должность городничего досталась ему благодаря взяткам и подчеркнутой любезности к вышестоящему […]...
- Гоголь, Анализ произведения Заколдованное место Анализ произведения “Заколдованное место” входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, “высунуть нос из своего захолустья в большой свет”. Быль “Заколдованное место” рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта […]...
- Как Гоголь понимал задачу искусства Не одни лишь поэты размышляли о назначении искусства и месте писателя в мире и обществе. Лучшее доказательство тому – Гоголь, который в одном из авторских отступлений в “Мертвых душах” дал свое понимание задач художника-реалиста. Сравнивая писателя, который обратил свое внимание исключительно на характеры, “являющие высокое достоинство человека”, и писателя, “дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред […]...