“Хозяева жизни” в романе Горького “Фома Гордеев”
Широкая галерея “хозяев жизни” создана Горьким в романе “Фома Гордеев” (1899). Вот Ананий Саввич Щуров, крупный торговец лесом, один из воротил купеческого мира, о котором Маякин говорит: “Хитрый, старый черт… Преподобная лиса… возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель-то и вытащит…
Поостерегись!..” Но и сам Яков Маякин в хитрости никому не уступит. Это своего рода идеолог купечества, “мозговой человек”, как называли его купцы. Он обучает крестника Фому своей “философии”: “Купец в государстве
Ананий Щуров, представитель старого, дикого, патриархального купечества, против новшеств, против машин, облегчающих жизнь, против свободы. “От свободы человек погибнет!” – злобно пророчит он. Яков Маякин тоже представитель старого купечества, но он умеет приспосабливаться к любым условиям, а сын его Тарас и зять Африкан Смолин рвутся к власти и стремятся преобразовать промышленность на европейский манер. Чужим в купеческом мире оказался герой романа Фома Гордеев.
Честный, искренний, стремящийся к справедливости, он вступает в борьбу с купечеством
Роман “Фома Гордеев”, развивавший традиции русской классической литературы, особенно А. Н. Островского и М. Е. Салтыкова-Щедрина, разоблачал античеловеческий характер власти денег – основы капиталистического образа жизни. В дальнейшем творчестве Горького эта тема занимает одно из важнейших мест (“Очерки об Америке”, роман “Дело Артамоновых”, пьеса “Васса Железнова” и другие произведения).
Разоблачая “хозяев жизни”, Горький непримирим и к обывательской интеллигенции, утратившей передовые идеалы (“Нищенка”, 1893; “Встреча”, 1896; “Неприятность”, 1895; “Часы отдыха. учителя Коржика”, 1896). Сочувствие писателя вызывают люди, страстно желающие понять смысл жизни, чувствующие, что у человека должны быть более высокие интересы, чем стремление к сытости, покою и мелким жизненным удобствам. Вот простой рабочий…человек – Коновалов (“Коновалов”, 1897). Любому делу он отлается всей душой, работая артистически, легко, по-детски радуется результатам своего труда.
С самозабвением слушает он чтение книг, стремясь найти в них смысл жизни и свою точку опоры и ней, Душевным благородством отличается плотник Мазин (“Ванька Мазин”, 1897). Толстый и жадный подрядчик, ни за что обругавший Мазина и “других рабочих, поднялся на леса строившегося здания, леса обвалились, подрядчик повис на доске. С риском для жизни, проявив ловкость и сметку, Мазин спас подрядчика, а когда тот в награду протянул ему три рубля, с возмущением сказал: “Так ты думаешь – я за трешницу?
Возьми-ко се… на! Глупый ты человек, Захар Иванов… Ишь ты, недь трешницу дал!
Неужто ты не понимаешь, что я из жалости к душе твоей полез за тобой, а не за трешницей?.. Ка-ак дам я тебе в ухо за эту твою награду! Ступай от греха… ступай!
Противен ты мне…” И все рабочие горячо одобрили поступок Мазина, доказавшего хозяину, что не везде, можно одержать верх “трешницей”.
Горький вошел в литературу как писатель рабочего класса, это определило бодрый, оптимистический тон (большинства его произведений. Он впоследствии сам говорил, что он одним из первых среди писателей предсказал будущее рабочему классу. В романе “Фома Гордеев” демократически настроенный журналист Ежов оспорит рабочим: “Великая работа предстоит вам! Это им должны создать новую культуру…”