Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина



Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками “для детей изрядного возраста”. На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений:

1. “Сказки” – это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

2. Изучение “Сказок” предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве

Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки “Премудрый пискарь” – от слова “писк”, так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)

3. Сказки Салтыкова-Щедрина – это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности.

4. О чем же учил думать

“детей изрядного возраста” Салтыков-Щедрин? – “Дети изрядного возраста” должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина? Правительственные круги и господствующее сословие; Обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; Бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; Бездуховность.

5. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:

А) ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; Сарказм – едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; Гротеск – предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

Б) иносказание, аллегория – иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

В) гипербола – чрезмерное преувеличение. На примере сказки “Дикий помещик” учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным. В заключение урока учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в “Сказках”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина