Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)

Ну что было в этом вертопрахе похожего

На ревизора? ничего не было!

Н. Гоголь. Ревизор

Первое же представление пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор” на сцене Малого театра произвело настоящий фурор и вызвало массу противоречивых отзывов со стороны современников Гоголя: от восторга до возмущения. Это и немудрено, ведь больше всего нас раздражает в людях то, с чем борешься в себе или чего себе позволить не можешь. В комедии Гоголя очень мало вымысла, его произведение – скорее отражение действительности. Поэтому очень многие увидели в

комедии не чиновников города, не Хлестакова, – а себя, и, конечно же, это вызвало недовольство.

Гоголю самому было очень интересно работать над пьесой. Он даже писал своему другу: “Я помешался на комедии”.

Кто же такой Хлестаков, почему его приезд в город N всколыхнул размеренную и безмятежную жизнь тамошних чиновников?

Со слов слуги Осипа мы узнаем, что Хлестаков на самом деле – молодой мот, транжира и выскочка, как пишет Гоголь, “без царя в голове”. Этот человек, промотавший состояние и не имеющий денег даже на то, чтобы заплатить за обед, никого сознательно не обманывал. Его поведение выдавало

в нем “пустейшего” человека, к тому же – страшного хвастуна и волокиту.

В то время, как Хлестаков находится в гостинице, со страхом думая о том, что его за долги могут посадить в тюрьму, чиновники города с не меньшим ужасом ожидают приезда ревизора из Петербурга. Несмотря на безобразное и зачастую неадекватное поведение Хлестакова, ни у кого из власть имущих города не возникает подозрения, что молодой человек – не тот, за кого его принимают. Глупый же Хлестаков непреднамеренно, “без всякого соображения”, играет чужую роль, понимая это лишь к середине четвертого действия.

Именно поэтому Хлестаков для Гоголя был “самым трудным образом в пьесе”.

Хлестаков ведет себя совершенно естественно, привычным образом, но в том-то и весь парадокс происходящего, что его поведение полностью согласуется с ожидаемым чиновниками поведением ревизора: он берет взятки, ведет себя нагловато, кичится создавшимся положением. Самое смешное то, что, когда он говорит о себе правду, окружающие не верят ему: “Врет, врет – и нигде не оборвется!”, “И не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро!” – а самое беззастенчивое вранье принимают за чистую монету.

Чем больше Хлестаков, хвастаясь, придумывает небылиц, тем выше о нем мнение городничего и его помощников.

Самое парадоксальное, что Хлестаков никого специально не обманывает. Он не умеет планировать, и мы это понимаем с самых первых слов о нем его слуги Осипа. Для Хлестакова не существует завтра, он не умеет оценивать последствия своих поступков и поэтому не несет за них ответственности.

Это тип человека, живущего сегодняшним днем, здесь и сейчас. Он легко входит в сложившуюся ситуацию (сам он их выбирать не умеет) и так же легко выкручивается из положения, ставшего для него затруднительным. Его безудержное вранье – это не сознательная хитрость, а игра.

Хлестаков – гениальный актер, поскольку он никогда не задумывается о результатах своей игры, не строит планов. Не задумываясь, он берет крупные суммы денег у чиновников и готов тут же их проиграть. Он слишком глуп и непостоянен, чтобы быть алчным или корыстолюбивым.

Его желания низменны, а чувства – мелки. Хлестакову хочется жить в роскоши, вкусно есть и сладко спать, но для этого нужно работать, а трудиться Хлестаков не умеет.

Сегодня имя Хлестакова стало нарицательным. Так называют тип людей, которым присуща крайняя несерьезность, хвастовство, беззастенчивая ложь, неумение оценить действительность.

О манере разговора Хлестакова Гоголь пишет, что “речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно”. Такая речь органично сливается с образом “актера по жизни”. Выражения, которые он употребляет, так же неожиданны и непредсказуемы, как и он сам: литературные штампы, употребляемые Хлестаковым для придания речи утонченности и красоты, смешиваясь с французскими словечками и бранью, образуют в результате настоящий словесный винегрет.

Значительность созданного Гоголем образа Хлестакова в том, что такой тип людей можно встретить даже сегодня. Хлестаков сегодняшнего дня будет одет в другую одежду, будет жить в современной квартире и бестолково рассуждать не о балах, графьях, и дворцах, а о презентациях, бизнесе, политике и компьютерных технологиях. И поэтому я считаю, что Гоголь в свое время создал по-настоящему бессмертное произведение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)