Главная ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Характеристика художественного мира А. И. Солженицына
Характеристика художественного мира А. И. Солженицына
- тесная связь художественной прозы и публицистики, которая наиболее ярко проявляется в позиции писателя-“гражданина”, поднимающего острые вопросы социальной и нравственной жизни, критикующего власть, возвышающего голос в защиту жертв произвола, выступающего в роли пророка и наставника общества; острый интерес к национальной истории, постановка масштабных эпических задач; осмысление исторических событий с точки зрения персонажей, представляющих разные социальные слои, а также противоположные идейные лагеря; автобиографические
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Характеристика художественного мира Оноре де Бальзака изображение повседневной жизни разных слоев общества; исследование социальной среды, в условиях которой формируется и видоизменяется личность; анализ общественно-исторических условий явлений и характеров; лейтмотивные темы власти денег и утраченных иллюзий, отражавшие важнейшие тенденции развития капиталистического общества во Франции первой половины ХIХ в.; изображение социально-психологических типов, основывающееся на гротескном подчинении обычных качеств характера определенной доминантной черте; отсюда […]...
- Характеристика художественного мира Ф. Стендаля психологизм, т. е. анализ внутренней жизни героев, их страстей и чувств; внимание к проблемам индивидуалистического самоутверждения личности и ее самораскрытия в любви; противопоставление естественной человеческой природы прагматичной буржуазной цивилизации; герой – молодой бунтарь, наделенный неординарной натурой и “жаждой сильных чувств”, стремящийся к достижению романтического идеала и противостоящий меркантильному окружению; героиня – женщина сильных страстей, героических […]...
- Характеристика художественного мира А. Н. Островского эпическая неторопливость развития действия и обстоятельность сценических характеров; подробные описания патриархально-купеческого быта; акцент на индивидуальной судьбе личности и стремлении к счастью отдельного обычного человека; при этом история жизни героя выступает мерилом оценки состояния общества; тип героя “горячего сердца”, который наделен естественным возвышенным порывом к счастью, не мыслит жизни без “воли” и отчаянно защищает свое “я” […]...
- Характеристика художественного мира А. А. Фета переплетение тем природы и любви, их одухотворение и поэтизация; молитвенно-религиозный характер восприятия природы; раскрытие внутренней связи между миром природы и миром человеческих чувств; отрицание рационально-логического пути познания мира и обусловленный этим акцент на жизни чувств, а также на тех состояниях лирического героя, которые обозначаются словами “слышать”, “вслушиваться”; настроения экзальтированной влюбленности в бытие, вдохновенного слияния с […]...
- Характеристика художественного мира Э. Хемингуэя тема “потерянного поколения” и связанный с ней антивоенный пафос; настроение недоверия к идеологической трескотне, патетике, возвышенным словам; изображение героев в экстремальной ситуации, в которой они проявляют свое истинное “я”; обостренное чувство трагической конечности бытия и обусловленные этим чувством мотивы наслаждения “земными” радостями скоротечной жизни; выявление за внешне успешной жизнью духовного неблагополучия современного человека; обнажение противоречия […]...
- Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова эпический охват общественной жизни, изображение персонажей с разными социально-психологическими и индивидуальными характеристиками, часто – с элементами “ролевой лирики”; опора на народное мироощущение и народную систему ценностей как на главный нравственный критерий осмысления описываемых явлений; разработка урбанистической темы в поэзии: изображение кричащих противоречий городской жизни, петербургских “углов” и их обездоленных обитателей, повседневных человеческих драм и трагедий […]...
- Характеристика художественного мира “Тихого Дона” М. А. Шолохова осмысление “судьбы человека” в ее прямой связи с тяжелыми историческими испытаниями и ее оценка через призму “общечеловеческих” норм, возвышающихся над “классовыми”, “партийными” и политическими лозунгами; “срисованные с натуры” картины жизни донского казачества во всем этнографическом своеобразии его повседневного уклада, традиций и системы ценностей; эпический размах охвата материала, глубокое знание жизни казачества; объективное воспроизведение разрушительной логики […]...
- Характеристика художественного мира Ф. И. Тютчева сосредоточенность на сложных философских вопросах бытия, стремление “объять” поэтической мыслью космос и вечность; философская насыщенность пейзажных зарисовок; лейтмотивные образы космической бездны; повышенное внимание к критическим моментам жизни природы – бурям, грозам, ливням, катастрофам; прежде всего – к весенним пейзажам, в которых в полную силу проявляется состояние бурного обновления мира; изображение игры “роковых” сил природы и […]...
- Характеристика художественного мира Л. Н. Толстого пафос напряженного поиска истины, форм духовного “единения людей” и путей нравственного самосовершенствования личности; утверждение морали в качестве главного критерия оценки общественной жизни; чуткость по отношению к движению истории; стремление познать сущность исторических законов, эпически широкое изображение картин национальной жизни; проповедь непротивления злу насилием как средства борьбы с общественным злом; утверждение крестьянско-христианского идеала смирения и самоотверженной […]...
- Характеристика художественного мира Г. Ибсена центральное значение проблемы поисков истинного “я”; “аналитическая композиция” драм, предполагающая, что основное событие смещено в предысторию, а сюжет пьесы представляет собой анализ его последствий; при этом факт прошлого служит проявлению внутренних движущих сил личности, а развязка конфликта, как правило, приобретает форму открытого финала; концентрация действия вокруг нескольких персонажей, раскрывающих в ходе развития сюжета свои новые […]...
- Характеристика художественного мира И. С. Тургенева необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов; “монографический” характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего свой внутренний мир прежде всего через идейные столкновения и споры; связанный с этой особенностью идейно-мировоззренческий характер конфликтов; “концентрированное” изображение действительности, локализация действия в коротком промежутке времени, наличие отступлений и эпилогов, […]...
- Характеристика художественного мира Ф. Кафки разработка тем отчуждения и обезличивания человека, недостижимости жизненных целей, абсурдности бытия, разрушительной силы идеалов и др.; изображение столкновения личности с таинственной абсурдной властью, которая нередко воплощается в образах отца, богов, императоров, судей и чиновников, “осевших” на разных ступенях бесконечной бюрократической лестницы; герой, который отваживается на бунт против Системы и борьбу за свое место под солнцем, […]...
- Характеристика художественного мира А. Н. Островского сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература эпическая неторопливость развития действия и обстоятельность сценических характеров; подробные описания патриархально-купеческого быта; акцент на индивидуальной судьбе личности и стремлении к счастью отдельного обычного человека; при этом история жизни героя выступает мерилом оценки состояния общества; тип героя (героини) “горячего сердца”, который наделен естественным возвышенным порывом к счастью, не мыслит жизни без “воли” и отчаянно защищает свое […]...
- Характеристика художественного мира А. А. Фета сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература переплетение тем природы и любви, их одухотворение и поэтизация; молитвенно-религиозный характер восприятия природы; раскрытие внутренней связи между миром природы и миром человеческих чувств; отрицание рационально-логического пути познания мира и обусловленный этим акцент на жизни чувств, а также на тех состояниях лирического героя, которые обозначаются словами “слышать”, “вслушиваться”; настроения экзальтированной влюбленности в бытие, вдохновенного слияния с […]...
- Характеристика художественного мира М. Горького мотивы жажды жизни и поиска романтических впечатлений; обличение скуки и тесноты обыденного существования, изображение неординарной личности, выламывающейся из рамок удушливой “мещанской” среды; культ Человека, определяющий двойственное изображение героев, при котором поэтизация их внутренней красоты и силы сочетается с разоблачением свойственных им губительных начал, неспособности разумно устроить свою жизнь; идея “активного человека”, наделенного ярким чувством собственного […]...
- Характеристика художественного мира Чарльза Диккенса сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература стремление к художественному познанию мира в его разнообразии и противоречивости; критика общественных условий и социальных институтов, обрекающих личность на страдания и унижения; исследование глубин человеческой души, ее врожденных, т. е. не зависящих от социума добрых и дурных наклонностей, ее способности к самопреображению; анализ “явных” и “тайных” пружин человеческих поступков; лейтмотивные образы детей, в которых человеческая […]...
- Характерные черты художественного мира М. Ю. Лермонтова исповедальный характер и драматически напряженный пафос лирики; свойственное “поэзии мысли” переплетение размышлений автора над собственным уделом, судьбами своего поколения и своей отчизны, отношениями человека и природы, смыслом бытия, противостоянием добра и зла; разработка в поэзии тем, связанных с национальной историей и культурой, народным самосознанием и народной этикой; мотивы одиночества, вины, непонимания миром, душевных терзаний; широкое […]...
- Характеристика художественного мира И. С. Тургенева сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов; “монографический” характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего свой внутренний мир прежде всего через идейные столкновения и споры; связанный с этой особенностью идейно-мировоззренческий характер конфликтов; “концентрированное” изображение действительности, локализация действия в коротком промежутке времени (от нескольких недель до […]...
- Характерные черты художественного мира Н. В. Гоголя изображение “низших”, “приземленных” сфер действительности или, по выражению самого писателя, “дрязга жизни”; внимание к быту, в том числе и к этнографическому материалу (в “украинских” повестях), к повседневному укладу представителей разных слоев общества и связанное с этой особенностью введение в повествование подробных художественных описаний; беспощадная критика общественно-нравственных пороков, изобличение “пошлости пошлого человека” (А. Пушкин); раскрытие связей […]...
- Анализ художественного отображения мира в драмах Шиллера Драмы Шиллера веймарского периода, появившиеся уже в послереволюционные годы, отмечены новыми особенностями. В них содержится ясное представление о том, что жизнь общества находится в постоянном изменении и развитии. “Британия сейчас не та, какой была вчера и будет завтра” – слышим мы из уст одного из персонажей драмы ” Мария Стюарт “. В этих драмах видно […]...
- Характерные черты художественного мира “Фауста” Иоганна Вольфганга Гете сюжет, в основу которого положен своеобразный “эксперимент” над главным героем, подвергающимся разнообразным испытаниям и активно познающим мир в процессе поисков высшего смысла человеческого бытия; наличие сложной философской и нравственной проблематики; широчайший охват художественного изображения, благодаря которому судьба главного героя разворачивается на фоне всего мироздания, в переплетении прошлого, настоящего и будущего времен, а также в скрещении […]...
- РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом – его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика. Наблюдать за речью персонажа – значит обратить внимание не только на “прямое” значение произнесенных им слов, но и на “подтекст”, т. […]...
- Своеобразие художественного мира Чехова Культура абсурда – это гримаса культуры ХХ века. А может быть ее улыбка? Такая же непостижимая и притягательная, как улыбка Джоконды? “Трагедия без грана трагического есть трагедия абсолютная”, по мысли современного философа Дмитрия Галковского (“Бесконечный тупик”). Значит, полное отсутствие смысла есть, следуя логике вышесказанного, смысл, значение (а точнее значимость), возведенное в абсолют, переведенное в сферу […]...
- Своеобразие художественного мира Блока Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: “…от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, […]...
- Особенности художественного мира Пушкина Особенности художественного мира А.С. Пушкина Лирический мир А.С. Пушкина необычайно богат и разнообразен. “Что же было предметом его поэзии?” – спрашивал Гоголь и восторженно отвечал: “Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов”. “Все волновало нежный ум”, – заметил о себе поэт. “Весь красочный, пестрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. […]...
- Своеобразие художественного мира Н. Гумилева Я – угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле… Н. Гумилев Короткий жизненный путь Николая Гумилева был насильственно прерван на взлете. Но острота мысли, напряженность чувства, наполняющая его поэзию, личное мужество и сила духа продолжают волновать сердца читателей. Что заставляло этого гениально одаренного поэта вновь и вновь отправляться в путешествия? Любовь к экзотике, стремление […]...
- Характерные черты художественного мира “Дон Кихота” М. де Сервантеса универсальный сюжет, охватывающий все богатство жизни эпохи; воспроизведение широкого фона народной испанской жизни с ее социально-исторической проблематикой и национальной спецификой; сквозное противопоставление идеала и реальной действительности; раскрытие фундаментальных противоречий жизни и сложности человеческой натуры; активное противостояние главного героя, одержимого идеей самоотверженного служения гуманистическим идеалам, реальной действительности, в которой царят далекие от идеалов законы лжи, наживы, […]...
- Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века Николай Гумилев (1886 – 1921) прожил короткую жизнь – всего 35 лет. Но этого было достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемся русском поэте, достойном представителе “серебряного века”. Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрел широкую известность. Греческое слово “акме” в переводе означало “цвести” […]...
- Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Петербурга, певцом революционной демократии. Основная тематика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и городской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Достоевского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скорбные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же […]...
- Книги, важные для становления Солженицына как писателя В СССР в сталинский период под негласным запретом находились книги Ф. М. Достоевского, не переиздавался и стал практически библиографической редкостью “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля. Когда Солженицын находился в спецтюрьме № 16 (“Марфинская шарашка”), где работал как инженер, он имел возможность читать книги, которых не было в обычных библиотеках страны. В это […]...
- Французский дадаизм Тристан Тцара Основатель течения. Нашел слово “дада” во французском толковом словаре Ларусса, на языке африканского племени – “хвост священной коровы”, по его словам – это все и ничего. Это интернациональное слово. “Дада” – ничего не означает, смысл деятельности – в тотальном отрицании (плевали мы на человечество, писали мы стихи без слов). Программный документ “Манифест господина Антипирина”. Антипирин […]...
- Характеристика произведения “Один день Ивана Денисовича” Солженицына А. И Произведению А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ, написанный в 1959 г. (а задуманный еще в лагере в 1950 г.), первоначально носил название “Щ-854 (Один день одного зэка)”. Солженицын писал о замысле рассказа: “Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и […]...
- Роль композиции в рассказе Льва Толстого “После бала” в раскрытии его идейно? художественного содержания В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии […]...
- Характеристика драматургии А. П. Чехова разрушение традиционной драматургической структуры, основанной на столкновении центральных персонажей и определяющейся развитием действия; замена главного конфликта традиционной драмы множеством “локальных” конфликтов между разными персонажами, расслоение “главной” сюжетной линии на пучок равноценных жизненных линий героев, ликвидация принципа разделения героев на “главных” и “второстепенных”; перенесение акцента с внешнего действия на внутренний мир героев с целью исследования созревания […]...
- Особенности художественного мироощущения Антона Чехова Художественный талант Антона Павловича Чехова формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов XIX века, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом. Идеи революционного народничества и противостоящие им либеральные теории, еще недавно безраздельно царившие в умах семидесятников, теряли живую душу, застывали, превращались в схемы и догмы, лишенные окрыляющего внутреннего содержания. После “первомартовской катастрофы” 1881 года […]...
- Стилистика и риторика художественного текста Материалы к занятиям спецкурса по русской литературе второй половины XIX века. 10-й класс Занятие А Скрытый психологизм как черта ранней прозы И. С. Тургенева (по рассказу “Бурмистр”) Цель занятия. Осмыслить роль “Записок охотника” в становлении Тургенева-прозаика, романиста, совместившего и примирившего в своем творчестве прозу (“простоту”) и поэзию (“сложность”), показать это через природу приема “скрытого психологизма” […]...
- “Сегелиель” – драма, мира человека и мира духов Одоевский долго работал над этой “земной” или “психологической комедией”,- как называется “Сегелиель” в различных рукописях. Он всегда был склонен к грандиозным построениям на основе широко охватывающих отвлеченных схем, и сам в 1844 г. отчетливо охарактеризовал это свойство своего, творчества в предисловии к “Русским ночам”: “автор почитал возможным, – говорит он здесь в оправдание “формы” своей […]...
- Язык художественного произведения Различаются два вида языка художественного произведения: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА. ПОЭЗИЯ – ритмически организованная образная речь, разделенная на соизмеримые отрезки (стихи = строки), чем отличается от прозы. Изобразительно-выразительные средства (ИВС) 1. Фонетические средства (звукопись) АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор одинаковых или похожих согласных звуков. АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков. 2. Лексические средства СИНОНИМЫ – слова […]...
- Жанровые особенности повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Появление “Одного дня Ивана Денисовича” вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы откликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреализму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в советской литературе как способ ухода от того, что писатель называет “главной правдой”, имея в виду правду […]...
- Сочинение-анализ эпизода художественного произведения В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них – анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, […]...