Характеристика выдающихся исторических фигур «Истории Руссов»

Общая характеристика героя. Центральной фигурой казацких летописей является Богдан Хмельницкий — «яко вольный и значительный шляхты русской сил», известный в чине казаков реестровых, прославленный в оказиях военных против бусурман. Мощь казаков усилилась, когда гетманом был провозглашен Хмельницкий.

С. Величко, например, его сравнивает с Моисеем, неоднократно подчеркивая, что и после «смерти продолжает жить образ «данного от Бога вождя». Интересно, что позднее И. Франко тоже назовет Хмельницкого «украинским Моисеем»,

который «громит ляхов и определяет широкие границы Украины; он окружен плеядой геройских полковников (Богун, Нечай, Кривонос) и симпатией всего народа; он мужчина глубокомысленный и мудрый и Только Бог святой знает, Что Хмельницкий думу-думает,- но лишь он один знает, куда и к какой цели вести Украину с ее бесчисленными, разбуженными сыновьями.

В летописных произведениях гетман изображен не только как политик, выдающийся предводитель, а также как обычный человек. Таким мы его видим в рассказе о похищении королевских привилегий у Барабаша, в пересказе о том, как Хмельницкий развеял миф о «неприступной

крепости вот такими словами: «…Что рука человеческая сделает, то и разрушить может».

Беседа с вопросами:

— Что известно о социальном происхождении Богдана Хмельницкого?

— Почему народ избрал его гетманом?

— Как запорожский предводитель относился к простому люду, Украине, врагам?

— Из-за чего гетман вынужден был заключить соглашение с Россией о воссоединении?

— Почему образ Б. Хмельницкого, его жизнь, политическая деятельность привлекала многих писателей?

— Докажите, ссылаясь на казацкие летописи, что Б. Хмельницкий — умный и просвещенный человек, выдающийся государственный деятель, большой патриот, талантливый полководец.

Иван Мазепа. Общая характеристика.

Мазепа, по мнению, С. Величко, «хитрая лиса», «Махиевель».

Обращается внимание на письмо к Мазепе из Сечи Запорожской от 4 октября 1686 года, в котором запорожцы сравнивают Мазепу с мудрым и прекрасным Йосифом: как в Египте «вознаградил беду Бог мудрому и прекрасному Йосифу», так Бог вознаграждает за все неприятности Мазепу гетманской булавой.

Сам И. Мазепа в своем обращении к народу изображает две «пропасти», в которые может упасть Украина, вступив в союз или со Швецией, или с Россией. Но прокламация гетмана Мазепы призвана не нагнетать ужасные факты, а искать выход из затруднения: «Итак, остается нам, братья, из видимых зол, которые нас постигли, выбрать меньшие, чтобы потомки наши, брошенные в рабство, сетованиями своими и проклятиями нас не обременили».

Беседа с вопросами:

— Кто такой И. Мазепа? Что вам известно о нем как о человеке, о исторической фигуре?

— Каким возникает герой в казацких летописях?

— В чем проявилась просветительская деятельность И. Мазепы?

— Чем объяснить тот факт, что в произведениях русской литературы И. Мазепа — это «воровской» образ?

— О чем свидетельствуют разнообразные высказывания научных работников, политиков, художников слова, которые касаются И. Мазепы, его предательства или, наоборот, благосклонности к Украине?

— Почему прокламация гетмана Мазепы — государственный план, воплощению которого в жизнь воспрепятствовала измена казаков?

4.2.3. Открытый микрофон.

Выскажите мотивированно собственную мысль относительно тезиса: «И. Мазепа — национальный герой или предатель Украины?».

5. Высказывание о летописи «История Русов». Краткое обоснование.

— «История Русов» является предтечей «Кобзаря» (Н. Драгоманов).

— «Эта книга для нас и о нас. Она приходит к украинцам в решающие времена» (И. Драч).

— «История Русов» была острым топором, который в темнице украинского народа прорубал окно к воле, свету (В. Шевчук).

— «История Русов» — наилучшее из всех других произведений украинской литературы ХVIII ст. (Н. Драгоманов).


Характеристика выдающихся исторических фигур «Истории Руссов»