Характеристика стихотворения “Весенние воды”

Ни у кого из русских поэтов образцы природы и стихи о природе не занимают столь исключительно емкого места, как у Тютчева. Некрасов, открывший Тютчева широкой читательской публике, видел едва ли не главное достоинство его стихотворений в “живом, грациозном, пластически верном изображении природы. В этом нетрудно убедиться. Вспомним давно ставшее хрестоматийным стихотворение “Весенние воды”:

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: “Весна

идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!” Весна идет, весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней. В этом стихотворении автор заметно выделил тему весны, все здесь связано между собой: смысл, слова, звуки; Стихотворение воспринимается подвижным, все в нем движется и живет, чувствуется приближение весны. Спецификой поэзии Тютчева являются изображение движения и повторы слов, особенно в “Весенних водах”. Еще Лессинг заметил, что специфическим предметом поэзии является изображение действия.

Стихотворение Тютчева достигает сильного

художественного эффекта не в последнюю очередь именно потому, что она исполнена сильного динамизма. Динамизм тютчевской пьесы формально выражается больше всего в повторах слов. Вся композиция стихотворения “Весенние воды” строится на повторах. В стихотворении слово в стиховом контексте, повторяясь, всякий раз возникает в новой роли, отчасти с новым смыслом и новой энергией.

Они те же и не те. Повторяясь и обновляясь, слова в стихотворении (“весна”, “идет”, “гласят”) передают не только движение в природе, но и сильное движение чувства: весеннее половодье и поэзию чувств. Очень близкое к тому, что происходит со словами, происходит и в стихотворении и со звуками: “бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят, они гласят…” Здесь легко заметить внутренне стройную систему звукописи, строгий и стройный звуковой ряд.

Со звуками и словами в стихотворении происходит то же, что с тютчевской природой: в них ощущается дыхание жизни.

У Тютчева живет не только то, что он изображает, но и как бы сам материал изображения. Стихотворение “Весенние воды” характерно для тютчевской поэтики. Но само по себе оно может принадлежать в равной мере и поэту-реалисту и поэту – романтику.

О художественном методе Тютчева нельзя судить по какому-либо отдельному его стихотворению. Метод Тютчева-поэта выявляется в системе его лирики и поэтическом контексте. То, что мы отметили как собственную, индивидуальную черту в стихотворении “Весенние воды” (его сильный динамизм), является свойством всех стихов Тютчева о природе. Лирика Тютчева вообще богата не столько красками, сколько движением.

Стихи его, как правило, представляют собой не картины, а сцены… Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его “Весенняя гроза”. Вот так она выглядела в “немецком” варианте, впервые напечатанная в 1829 году в журнале “Галатея”, который издавал в Москве Раич:

Люблю грозу в начале мая: Как весело весенний гром Из края до другого края Грохочет в небе голубом!

И вот как эта первая строфа звучит уже в “русской” редакции, то есть переработанная поэтом после возвращения в Россию:

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Именно это стихотворение у нас ассоциируется с первыми раскатами грома весной. В стихотворении “Вчера, в мечтах обвороженных…” Тютчев, изображая движение солнечного луча, стремится ухватить и словесно обозначить каждый его новый ход, каждый момент. Движение показывается как бы замедленно, и благодаря этому оно выявляется особенно четко:

Вот тихоструйно, тиховейно, Как ветерком занесено, Дымно-легко, мглисто-лилейно, Вдруг что-то порхнуло в окно. Вот невидимкой пробежало По темно-брезжущим коврам, Вот, ухватясь за одеяло, Взбираться стало по краям, – Вот, словно лента, развеваясь, Меж пологам развилось…

Слово в о т в этом стихотворении – прямое указание на новое состояние, новую фазу в движении. Тютчев вообще любит слова, которые обозначают, неустойчивость во времени, сигнализируют об изменениях. Помимо слова “вот”, это слова “еще”, “когда”, “теперь” и особенно любимое слово “вдруг”: “Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все…”; “еще минута, и во всей неизмеримости эфирной раздастся благовест всемирный победных солнечных лучей…”, ” вдруг солнца луч приветный войдет украдкой к нам…” А Лев Николаевич Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской “Весны”

Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни броздят чело морщины, И сердце как ни полно ран, Каким бы строгим испытаньям Вы не были подчинены, – Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны!

А летом, когда мы видим сгустившиеся грозовые тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские стихи:

Зеленеющие нивы Зеленеют под грозой


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Характеристика стихотворения “Весенние воды”