Характеристика русской литературы XVIII века (третий и четвертый периоды)

Повторив первый и второй периоды, мы продолжаем работать со схемой (лента времени), которую начали оформлять на первом уроке по теме.

Третий период (1760-е – первая половина 1770-х годов) связан с началом царствования Екатерины. В связи с утверждением “Манифеста о вольности дворянства” власть дворян становится практически неограниченной. Екатерина выдвинула лозунг просвещенного царствования.

В это время начинают издаваться литературные журналы: “И то, и се” (издатель М. Д. Чулков), “Смесь” (издатель В. В. Тузов).

Самыми

известными становятся журналы Н. И. Новикова (1744-1818) “Трутень”, “Живописец”, “Кошелек”. Журналы Новикова носили сатирический характер, и Екатерина, на словах ратовавшая за просвещение, закрывала их один за другим. Новиков выступал против крепостного права, организовывал в Москве типографии, школы, библиотеки.

Открыл книжные магазины в шестнадцати городах. Результатом его усилий было… заключение его в Шлис-сельбургскую крепость (1792-1796), из которой он освободился только после смерти Екатерины.

Екатерина в первую половину своего царствования играла в Просвещение, сама сочиняла произведения

различных жанров, даже переписывалась со знаменитым Вольтером. В ее правление поэты и писатели создают произведения пародийных жанров, пишут шутливые поэмы и повести.

В это время М. М. Херасков создает национальную русскую эпопею – “Россияду” по примеру эпопеи древнеримского писателя Вергилия Марона Публия (70-19 до Р. Х.), который создал героический эпос “Энеида” о странствиях троянца Энея, бывшего будто бы предком основателей Рима. “Энеида” считалась вершиной римской классической поэзии, и Херасков, создавая свою поэму по образцу “Энеиды”, тем самым следовал канонам классицизма. Кроме “Россияды”, Херасков написал несколько трагедий и драм.

В то же время большое количество пародий на оды и эпические поэмы свидетельствует о том, что классицизм начинал изнутри разрушать сам себя.

Чтобы понять особенности Четвертого периода, нам мало знать о событиях русской истории. Ручкой другого цвета отметим на нашей схеме два важнейших события мировой истории: Война за независимость Америки против Англии (1775-1783) и Великая французская революция (1789- 1794). Россию же в 1773-1775 годах потрясло восстание под предводительством Емельяна Пугачева, которое страшно напугало Екатерину и заставило ее существенно изменить свои взгляды на просвещение народа.

Самые знаменитые имена этого периода – Г. Р. Державин, своими произведениями решительно разрушавший каноны классицизма, Д. И. Фонвизин, автор басен и знаменитой комедии “Недоросль”, А. Н. Радищев, И. А. Крылов,

И. И. Дмитриев и, наконец, Н. М. Карамзин – родоначальник сентиментализма.

Таким образом, характерные черты четвертого периода – эволюция и постепенное разрушение канонов классицизма, расцвет сатиры, зарождение сентиментализма.

III. Г. Р. Державин

В учебник включены два стихотворения Державина: “Властителям и судиям” и “Памятник”.

Сначала мы сосредоточиваемся на чтении и анализе “Властителям и судиям”, затем на чтении “Памятника” и сопоставлении этого произведения со стихотворением Горация “К Мельпомене” и его переводом, сделанным Ломоносовым, версиями Державина и Пушкина. Возможно, что сопоставление с пушкинским текстом будет актуально только после изучения творчества Пушкина.

В 7 классе ученики уже встречались с творчеством Державина и тогда же знакомились со страницами его биографии.

Слово учителя

Род Гаврилы Романовича Державина происходил от знатного татарского мурзы Багрима, который в XV веке прибыл в Москву для службы русскому князю. Один из потомков Багрима получил прозвище Держава и стал служить в Казани. От него пошел род Державиных, постепенно обедневший.

Державин родился в Казани в 1743 году, учился в Казанской гимназии, а затем был призван на военную службу рядовым. Служил в Преображенском гвардейском полку и лишь спустя десять лет после начала службы, в 1772 году, получил первый офицерский чин. Когда в 1765 году умер Ломоносов, Державину было двадцать два года.

После участия в подавлении Пугачевского восстания Державин пишет оду “Фелица” (изучается в 10 классе) – гимн просвещенному монарху. Екатерине ода понравилась, автор получил осыпанную бриллиантами табакерку с червонцами и сразу стал знаменит. Державин становится сенатором, затем назначается губернатором олонецким (1784), губернатором тамбовским (1785-1788), позже, в 1791 году, – кабинет-секретарем императрицы Екатерины… На протяжении жизни Державин занимает самые разные должности в Сенате и Совете при высочайшем дворе, при Александре I становится министром юстиции (1802- 1803), но в 1803 году по своему желанию уходит в отставку.

Особым качеством Державина была его прямота: он был искренен с властителями и не боялся говорить им правду в глаза. Он считал, что именно в этом – долг гражданина.

Вспомнив сведения, уже известные им, ученики могут прочитать вступительную статью первой части учебника (с. 59-62). Важно, чтобы школьники не просто усвоили факты биографии, но поняли, что Гаврила Романович Державин (именно Гаврила) – не просто хрестоматийно известный поэт, но необычайно колоритная и характерная для своего века фигура. Будучи ребенком из бедной дворянской семьи, которой нечем было даже заплатить за обучение сына, Державин начал служить простым солдатом и дослужился до должности министра юстиции, был личным секретарем императрицы.

В годы своего губернаторства Державин стремился раскрыть злоупотребления властей и в результате постоянно ссорился с наместниками. Екатерина ценила его как человека преданного, но он был предан не ей, а правде. Екатерине же нужна была личная преданность, которая часто оказывалась несовместима с правдой.

Поэтому императрица то приближала поэта к себе, то отдаляла его. (Вспомним стихотворение “На птичку”.) Стихотворение “Властителям и судиям” окончательно ссорит Державина с его бывшим кумиром.

IV. “Властителям и судиям” Г. Р. Державина

Учитель читает стихотворение Г. Р. Державина “Властителям и судиям”.

– Каково ваше впечатление от этого произведения?

Ученики, как правило, отвечают, что оно звучит торже Ственно, но не все понятно.

Вспомните, какие книги М. В. Ломоносов называл “вратами своей учености”.

Кто был автором “Псалтыри рифмованной”? Когда жил Симеон Полоцкий? Какое влияние он оказал на творчество М. В. Ломоносова?

В двухтомное собрание сочинений Ломоносова, вышедшее в 1751 году, был включен раздел “Оды духовные”. “Оды духовные” – это ломоносовские переложения нескольких псалмов (псалом – религиозная песнь) и оригинальные произведения, в том числе и “Вечернее размышление…”.

Переложения псалмов – это не точный перевод церковнославянского текста, а его поэтическое переосмысление. Поэт добавляет свои мысли, развертывает и поясняет сказанное в оригинале.

Державин продолжает традицию Ломоносова: “Властителям и судиям” – смелая разработка 81-го псалма.

Стихотворение “Властителям и судиям” было опубликовано впервые в 1780 году, а в 1795 году попалось на глаза Екатерине.

– Вспомните дату начала Французской революции.

Современники Державина знали, что якобинцы – наиболее радикальные деятели Французской революции – распевали 81-й псалом как революционный гимн. Екатерина II панически боялась распространения “якобинской заразы” в России. Прочитав стихотворение “Властителям и судиям”, она пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил Державина: “Что ты, братец, пишешь якобинские стихи?”

– Давайте внимательнее вчитаемся в это стихотворе Ние и постараемся разобраться, что же так возмутило в

Нем Екатерину.

Комментированное чтение стихотворения

– Как вы понимаете выражение “земных богов во сон Ме их”?

Сонм (устар.) – собрание, множество.

Доко€ле – до каких пор.

Рек – произнес, сказал (однокоренные слова – Речь, изрекать ).

Первая строфа описывает данность: “земные боги”, то есть правители, щадят “неправедных и злых”. Всевышний долго терпел это и наконец “восстал”, чтобы судить.

Вторая и третья строфы – речь от имени Бога, определяющая долг земных царей: охранять законы, заботиться о слабых, “спасать от бед невинных”…

Но “земные боги” не внемлют голосу небес, не хотят знать о несчастьях простых людей:

…Злодейства землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

Очеса € (устар.) – очи, глаза. Зы € Блет – колеблет.

– Прочитайте четвертую строфу. Кто вслед за Богом

Обращается к царям?

Мы слышим голос самого автора, земного человека, который увидел, что цари, “как я подобно, страстны И так же смертны, как и я”.

Мнил – думал, считал.

Страстны – подвержены действию страстей (сильных чувств).

Последняя строфа – страстный призыв к Богу, но именно к Богу правых, то есть праведных (не совершающих грехов) людей. “И их молению внемли” – прислушайся к мольбам праведных людей. Автор во весь голос призывает кару на головы “неправедных и злых”:

… Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!

– Стало ли вам понятнее содержание этого стихотворения? Как вы оцените создание такого стихотворения Державиным?

Выразительно читаем стихотворение, с помощью интонации отражая адресантов и содержание их обращений к царям.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение (возможно наизусть) стихотворения “Властителям и судиям”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Характеристика русской литературы XVIII века (третий и четвертый периоды)