Характеристика образа Простаковой в комедии “Недоросль”
Утро в доме Простаковой. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый крепостным Тришкой. И хотя кафтан сшит “изряднехонько”, капризной барыне трудно угодить. “Вор”, “воровская харя”, “болван”, “мошенник” – это наиболее мягкие эпитеты, которыми она награждает своих дворовых.
Частый гость в имении Простаковых – ее брат Скотинин, сама фамилия которого говорит о многом. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день “сговора”. Дело в том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью “на
Мнения Софьи притом, конечно же, не спрашивают!
А вот и сын Простаковой – Митрофанушка, в характере которого отчетливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошел даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин, в доме, а потому неуклюже льстит матери: рассказывая свой сон, Митрофан “жалеет” матушку, которая “так устала, колотя батюшку”.
Так начинается действие этой замечательной комедии Д. И. Фонвизина,
Госпожа Простакова Провинциальная помещица. Отец ее пятнадцать лет служил воеводой, “не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить”, был взяточником, казнокрадом, крайне скупым человеком: “лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду”. Простакова – полновластная хозяйка имения. Безвольный и робкий муж ее во всем уступает и подчиняется ей.
Никто в доме не может ни своего слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, бесцеремонно и деспотично относится она и к учителям Митрофанушки, и к Софье (до того, как та становится богатой наследницей), и к Стародуму (до того, как узнает, кто он такой). Особенно отвратительна Простакова как помещица-крепостница, грубая, жестокая и невежественная.
Положение дворовых (крепостных слуг) в ее доме ужасно. По всякому поводу и без повода, из самодурства, она беспощадно наказывает их. Это “презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома”.
Свою жестокость, произвол и насилие Простакова обосновывает существующими законами, правами дворянского класса. Она убеждена, что дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей. Зачем Простаковой образование и просвещение, если “и без наук люди живут и жили”?
Сама помещица – крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако Простакова живет в то время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя сама не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжкую повинность.
Характер этой женщины нарисован живо, с реалистической многогранностью и широтой. Она не только деспот в семье и, беспощадная крепостница, она скупа, лицемерна и вместе с тем труслива. Не родственные чувства заставили Простакову взять в дом Софью после смерти ее матери.
Не заботливость вызывает ее желание выдать Софью замуж за Скотинина. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает своего братца, решив выдать Софью за Митрофанушку. Нагло и бесстыдно она хочет осуществить свой план. Цинизм и грубость сменяются трусливым пресмыкательством, доходящим до подлости, когда ее разоблачают.
Но лишь только прощение Стародума получено, она тут же становится прежней бесчеловечной крепостницей. Ее любовь к сыну, к Митрофанушке, чувство безрассудное, слепое. Счастье сына она видит в богатстве и праздности. Добиться для него этого счастья – цель ее жизни.
Любовь Простаковой к сыну воспитывает паразита, тунеядца.
Исключительно ярко черты Простаковой находят отражение в ее языке. Речевая характеристика подчеркивает и грубость, и невежество, и деспотизм злой, бесчеловечной провинциальной помещицы.
Заслуга Фонвизина в создании образа Простаковой заключается в том, что яркие и во многом индивидуальные качества этой помещицы приобретают характер широкого обобщения. Как могли появляться в жизни такие люди, как Простакова? Все содержание комедии дает ответ: крепостное право, бесконтрольная власть над крестьянами, паразитическое существование за счет их каторжного труда – вот та почва, на которой вырастают деспотизм, произвол, бесчеловечная жестокость и отвратительные нравственные качества помещичьего класса.