Характеристика образа Панталоне в комедиях Карло Гоцци

Панталоне – персонаж итальянской комедии дель арте, маска первого старика с карикатурно длинной бородой, в черном костюме венецианского купца. Эта маска у Гоцци претерпела самые значительные изменения. Традиционно П. – сварливый, влюбчивый сладострастный старик, сохраняющий повадки юноши. Он вызывает смех, изображая зрелую персону, которая должна бы служить примером для других, но ведет себя, как мальчишка.

П. скуп, расчетлив и подозрителен, не упускает случая похвастать умом и опытностью, и вместе с тем он наивно доверчив и старается казаться молодым. Гоцци превращает П. в доброго, почтенного венецианца (у главного соперника Гоцци Гольдони характер П. проделывает сходную эволюцию. В сказках “Король-Олень”, “Счастливые нищие”, “Дзеим, царь джиннов” П. выступает в амплуа благородного отца, воспитавшего свою дочь в духе жертвенности и искренности и оберегающего ее от горестей и соблазнов.

В фьябе “Женщина-Змея” П. – наставник царя Тифлиса Фаррускада, он по-стариковски журит своего “сынка” за необдуманную женитьбу на фее, не боясь откровенными соображениями вызвать недовольство, и снижает высокопарные излияния царя несколько грубоватыми комментариями.
Третья разновидность амплуа П. – тип незадачливого министра, который втайне не согласен с поведением царственных особ, однако не решается вслух высказывать неодобрение. В “Турандот” он осуждает жестокость капризной тиранки и от души радуется успехам Калафа, отгадавшего ее загадки.



Характеристика образа Панталоне в комедиях Карло Гоцци