Характеристика образа Энея как античного эпического героя
Взгляните на фигурную композицию “Бегство из Трои”, известную еще под названием “Эней с Анхисом на плечах”. Фигурному изображению соответствуют стихи 559-567, 707-729 книги II поэмы Вергилия “Энеида”. Исследователь творчества Вергилия В. Топоров считает, что “в связи с той независимой игрой, которую вели естественно-семейное” и “действенно-историческое” начала, и в силу тех чудных конфигураций, которые в результате перекрещения и наложения этих рядов возникали, Эней оказался в особом состоянии, которое требовало от него
С одной стороны, он был посредине того отрезка семейного потока, который соединял людей разной судьбы и жизненного опыта, как отец Анхис и сын Асканий (Иул).
С другой стороны, он оказался в центре событий, где сходились линии прошлой троянской истории и будущей римской судьбы. Только Энею был лично и истинно жизненно знаком как “троянский”, так и “итальянский” опыт, между которыми образовалась трещина, которая угрожала гибелью каждому, кто старался соединить две настолько не похожие
Анхису не было дано вступить на землю Италии, и только в Энее был воплощен дефицит жизненных опытов его сына и отца, только он лично познал единство этих двух опытов, осознанных как один интегрированный опыт, который был сознательно усвоен Энеем и который в значительной мере составил его личность. В начале все было иначе, и в центре было преимущественно “личное”.
Три ближайшие фигуры определяют для Энея это личное – отец, сын, жена. И из них – главная, в решающий момент, когда решалась судьба Трои, почти исключительная забота, и главная задача вырастает из ситуации, связанной с ними же во время гибели Трои. Эта задача открывается ему извне и будто неожиданно…
Но в этот момент Эней способен осознать лишь обреченность ситуации, и не способен принять правильное решение. Первое стремление – горячечное: броситься в битву, чтобы погибнуть – “Оружие, эй, оружие давайте, мужи, так как последний час бьет нам”…, – оно могло принадлежать человеку, который сознает конец лишь своего состояния, и даже угроза жизни близких воспринимается им через свое личное – других, он будто готов забыть. Но Креуса своевременно напоминает мужу о его обязанности – также личной, но уже такой, которая перерастает или готова перерасти в надличностное, по меньшей мере в семейное, домашнее – “….первое – этот дом защищай.
Так как на кого же маленький Иул наш, отец и, что когда-то была женщиной у тебя, останутся?”. Однако увидев знамение – венцов света над головой Иула, скажет чуть позже Анхис – “небесным родителям”, богам, но, бесспорно, и сыну: “Родные боги, я уже не медлю, и где зовете, иду я. Дом этот спасите, спасите внука. Это ваше знамение. Троя – в вашей опеке.
Тебе уступаю, мой сын, и не откажусь идти за тобой как верный товарищ”. Креусе здесь уже будто и нет места (или, если оно все же есть, оно – последнее): свое дело она сделала, и она под смертельной угрозой. Эней откликнулся на эти заклинания, и вот – ноша – отец на плечах сына, в правой руке – рука его сына, Аскания, который следует за отцом неуверенными шагами, а позади, отставая, – Креуса.
Она – вне семейного контекста, ей не определено судьбой быть спутницей мужа в его новой жизни, и ее призрак тает в тонком воздухе.
И Асканий – внутри этого семейного контекста, точнее – на острие стрелы, направленной в будущее этого рода, и поэтому о нем заботятся не только Эней и Креуса, а и Анхис и, более того, сами боги – не только родная ему Венера, а и Меркурий, который напоминает позднее, в другой ответственный момент, Энею о Аскании: “Что же, когда, совсем тебя уже не влечет тех подвигов слава и потрудиться не хочешь уже, чтобы ту славу получить, то вспомни, что Асканий растет, твой потомок, будущий твой наследник Иул, которому в Италии царство и римская принадлежит земля”. Так постепенное личностное перерастает в личностно-семейное, которое должно в свою очередь перерасти в то надличностное и надсемейное начало, которое в будущем должно завершиться Римом и римской славой. Растет род, и согласно ему возрастают задачи, обязанность, чувство ответственности и знание – осознание всего этого, неотделимое в своих истоках от рождения.
Но чтобы начать путь в будущее, Эней должен еще раз притронуться к прошлому, взглянуть на него так, чтобы запомнить навсегда и позволить этому зрительному образу войти в память сердца, не отбрасывать прошлого, не отрекаться от него, а помнить его, принимать его в свое состояние и будто сызнова, когда нужно, – обращаться к этому прошлому.
Главная идея, заложенная в изображении щита Ахилла, – это идея мира в противоположность войне, которая противоречит самой природе жизни. Главная идея, заложенная в изображении щита Энея, – это идея восхваления Рима и современного Вергилию правителя Октавиана Августа). Образу Энея присущи черты, не характерные идеальному эпическому герою. Он – “человек Судьбы”.
Ему присущи внутренние противоречия между личными чувствами и покорностью воли богов, любовью и обязанностью, от природы миролюбивым характером и необходимостью выполнять то, что определено судьбой. Он мудрый политик. Вергилий сознательно раскрывает несовершенства и ошибки главного образа поэмы.
Это очень полезно. Ведь читателя Эней интересует не только сам по себе, а большей частью как и отображенный в нем определенный “исторический” тип человека, особая разновидность ментальности, в которой “человеческое” и “сверхчеловеческое”, судьба не только не исключают друг друга, а и сотрудничают между собой, выстраивая тот новый тип, который более всего продвинулся на пути к формированию личности.
Каждый случай сохранения человечности и ее рост даже во время выполнения “сверхчеловеческих” задач вселяют уверенность в том, что человечность не подлежит преодолению или уничтожению, что она является важнейшим ракурсом человека, опорой его существования и гарантией духовного роста. Если человеку свойственно ошибаться, то Эней, безусловно, человек. Он имеет и чувствительную человеческую душу (Вспомните слезы Энея во время разлуки с Креусой, в связи с гибелью Палинура или во время отплытия из Бутрота, где он навсегда прощается с Геленом и Андромахой).
Ключевые события – бегство из Трои, прощание с Дидоной ради “лавинийских” берегов Италии, встреча с покинутой любимой в царстве мертвых – не только воссоздают основные черты “персонологичного” типа Энея, его возможности поведения, стереотипов и сам выбор их при конкретных условиях, а и “личное поведение”. Они помогают создать Энея – его поведение и его “персонологичный” тип, ненавязчиво готовя изменения в них. Ключевой момент, который отделяет жизнь Энея прошлого от Энея настоящего, – встреча с отцом в царстве мертвых.
Не случайно там же он в последний раз видит и Дидону. Эти две встречи соотнесены одна с другой по принципу контраста. Первая – о прошлом, о разрыве и его последствиях, вторая – о будущем и торжестве верности.
Первой встречи не ждали уже ни Эней, ни Дидона. Вторую ждал Эней, и на нее надеялся Анхис. Первая оставила горький осадок и осознание неотвратимости и неизменности того, что произошло, после второй еще не до конца понятны определения судьбы и воля богов впервые приобрела целиком конкретные очертания и “любви к будущей славе”.
Эней впервые зримо увидел свою цель и знал теперь, что нужно делать, в чем заключается его обязанность и счастье. В Энее сливаются личностное и государственное, что делает его новым человеком, а затем и трансформирует образ Энея как античного героя эпоса в образ политика, государственного мужа. В этом, безусловно, проявилось авторское новаторство Вергилия.