Характеристика образа Большова в пьесе “Свои люди – сочтемся”
В лице Большова драматург создал тип, очень характерный для истории русской буржуазии XIX в. “Большое вышел из низов – в молодости он “голицами торговал на Балчуге; добрые люди подзатыльниками кормили”. Но он выбился в люди – к богатству и почету в своей среде. Однако выбился не в процессе постепенного, органического развития своего торгового “дела”, определяющего его собственный деятельный внутренний рост, формирование его характера и умственное развитие. Боль-шов – один из тех, кто был вынесен из низов стихийной силой
Поэтому его духовное развитие однобоко и уродливо. В нем он намного отстал от уровня своего материального преуспевания, определяющего как отношение к нему со стороны всех окружающих, так и его самооценку. Внешне он давно стал одним из “столпов” в местной торговой среде и соответственно себя ведет, не отставая от других.
Внутренне – это дикарь, имеющий самые извращенные понятия,
Вынесенный из низов силой чистогана, всю власть своего богатства приписывает лично себе и поэтому любое свое желание считает законом для всех зависимых от него людей, прежде всего для членов своей семьи. “Захотел выдать дочь за приказчика, и поставлю на своем, и разговаривать не смей, я и знать никого не хочу”, – кричит он жене. У него пет любви к родной дочери, и он с легкостью готов принести ее судьбу в жертву корыстным расчетам. Выросший среди унижений и попреков, он искренне наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других, и делает это со всей грубостью выскочки. “А тебе больно знать нужно! – ворчит он на своего стряпчего, от которого, по своей неграмотности, всецело зависит. – То-то вот вы подлый народ такой, кровопийцы какие-то…”. Достигнув богатства с помощью обмана и затевая еще больший обман, он глубоко негодует, если еще кто-то обманывает других.
Бессовестный, он ждет от людей “стыда” и “совести”.
Отсутствие в деятельности Большова какой-либо творческой жилки сказывается в том, что, достигнув богатства, он потерял всякий интерес к своему растущему “делу”, давно свалил все заботы на главного приказчика, а сам думает только о накоплении. И решение пойти на ложное банкротство порождено в нем не задорной предприимчивостью, но его неуверенностью в себе. Он идет на это потому, что “времена подошли тесные”, нет прежних рваческих прибылей, и прежде всего из страха, что в надвигающейся волне ложных банкротств должники обманут его, “обанкротившись”.раньше, а главное – из желания урвать сразу крупный куш и совсем отойти от дела. “На кого бы только эту обузу свалить?”- говорит он стряпчему. “Да и самому-то, братец ты мой, отдохнуть пора: прохлаждались бы мы, лежа на боку, и торговлю всю эту к черту”.
Паразитическая подоплека буржуазного хищничества проявляется здесь очень ясно.
По умственному убожеству Большов считает это решающее мошенничество чем-то роковым, видит в нем “один конец” и даже “волю божью”. Желая опереться при этом на близкого человека, он требует от него любви и сам уверяет, что любит его. “Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня?” – спрашивает он. “Кабы я тебя не любил, нетто бы я так с тобой разговаривал?”. И Лазарь, конечно, оказывается на высоте положения: “Я теперича готов всю душу отдать за вас…” – говорит он хозяину. Оба готовят грубое надувательство и оба прикрывают его словами о любви.
В этом много лицемерия и еще больше наивности. Для Большова злостное банкротство – завершение его купеческой карьеры, для Подхалюзина и Липочки – только начало.