Характеристика литературы XX века

Литература XX века ярко отражает противоре­чивую действительность этого столетия. XX век – эпоха роста самосознания народов, мощных нацио­нально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, по­эзии, литературно-критические статьи, литератур­ные манифесты.

Наблюдается не только разнообра­зие жанров, но и появление различных течений, на­правлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. В литературе дальнейшее воплощение получил реализм. Картина его развития, однако,

неоднородна.

Развитие реа­лизма в ряде литератур начала XX века отмечено рядом кризисных явлений: сказывалось влияние об­щекультурных факторов, которые определили суще­ственные изменения в реализме и вызвали к жизни новые направления. Возникают такие авангардист­ские течения, как экспрессионизм, футуризм, ку­бизм, дадаизм и др. Реализм также не отмежевывается от эстетических исканий.

Он становится значительно богаче в жанрово-стилевом отношении. Появляются новые формы изображения действительности, расши­ряется круг тем. Социально-бытовое начало произве­дений XIX века постепенно сменяется философско-интеллектуальной,

духовно-личностной проблематикой. “Поэтика жизнеподобия”, служившая воспроизведе­нию “жизни в формах самой жизни” и определявшая облик реалистической литературы XIX века, усту­пает место иным структурообразующим тенденци­ям; существенную роль начинает играть условность (А.

Франс, Б. Шоу, Г. Уэллс и др.). конкретно-эмпирическое изображение действительности в творчест­ве этих и других авторов органически соединяется с обобщенно-символическим. В психологизации искус­ства слова, наблюдаемой в ранней прозе К. Гамсуна, новеллах Т. Манна, драмах Г. Ибсена и А. Стриндберга, отчетливо просматривается перспектива литера­туры новейшего времени. Большое место в реалис­тической прозе XX века занимают масштабные, мо­нументальные полотна (“Жан-Кристоф” Р. Роллана, “Сага о Форсайтах” Дж.

Голсуорси, “Будденброки” Т. Манна и др.). Поражает многообразие романных форм: социально-психологический роман (Т. Манн, Р. Роллан), социально-политический (Дж.

Лондон, Т. Драй­зер), исторический (М. Твен, А. Франс), сатиричес­кий (Г. Манн) и др.

Однако определить форму того или иного произведения без возможных оговорок и уточнений почти немыслимо: каждому из них присущи качества различных жанровых модифи­каций.

Среди новаторских течений начала XX века до­статочно широкое распространение получил экспрес­сионизм (Германия, Австрия). Экспрессионизм воз­ник как оппозиция искусству XIX века, и прежде всего – импрессионизму, натурализму, романтизму, хотя можно найти линии, связующие его с романти­ками, с поэзией А. Рембо, М. Метерлинка. Экспресси­онизм провозглашал целью искусства спонтанное, взрывоподобное выражение “я” художника, высво­бождение энергии творца, по возможности не связан­ного с материальным миром, ибо тот олицетворяет хаос, зло.

Происходит сознательное искажение форм действительности. Для стиля экспрессионизма ха­рактерны: тяготение к абстракциям, замена конкрет­ных персонажей символами (Женщина, Неистовый Воин, Отчаяние и т. д.). Элементы поэтики экспрес­сионизма есть в произведениях немецких писателей, драмах Б. Брехта.

Все громче заявляют о себе художники других модернистских направлений. Среди наиболее после­довательных модернистов первой половины XX века самыми признанными стали Дж. Джойс (литература “потока сознания”), Ф. Кафка. Кафка – модернист прежде всего по мироощущению: замкнутость на се­бе, изолированность от людей, неверие в возможности человека что-либо изменить к лучшему, вырваться из круга унизительной рабской зависимости от сил зла.

Человек обречен на одиночество, он слаб и уязвим, он незащищен перед бедой, перед всемогущим и непо­стижимым роком. В 40-50-е годы имя Ф. Кафки по­лучает международную известность, которой немало способствовала высокая оценка его произведений Ж. Сартром и А. Камю – общепризнанными мэтрами набиравшего силу и входившего в моду экзистенциа­лизма.

Экзистенциализм пользовался необыкновенной популярностью в послевоенные годы, особенно попу­лярен был его французский вариант, который попы­тался идею абсолютной свободы человека связать с идеей “ангажированности”, вовлеченности в исто­рический процесс – идеей, которая была прямым порождением антифашистского Сопротивления. В буржуазных странах экзистенциализм возник в ре­зультате кризиса общественной системы. Он оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, на умонастроения буржуазной интеллиген­ции.

Характерные черты экзистенциализма – пес­симизм, субъективистское толкование свободы, от­рицание рационального познания и утверждение интуитивного (непосредственного) постижения ре­альности. Человеческое существование (экзистенция) проявляется через заботу, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек постигает экзистенцию в пограничных ситуациях (борьба, страдания, смерть). Постигая свое существо­вание, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя.

Большой интерес представляют смелые эксперимен­ты в области драматургии. В ряде пьес и постановок 50-60-х годов доминирует экзистенциалистская идея абсурдного бытия, изображение одинокого человека во враждебном мире. Возникает “театр абсурда” (француз А. Адамов, румын Э. Ионеско, ирландец С. Беккет).

Бы­тие в пьесах предстает лишенным смысла и цели, ра­зум – бессильным и порабощенным ложными идеями, над всем возвышается абсурд как альтернатива непре­одолимой смерти.

Еще одним направлением, противопоставившим себя реализму, стал сюрреализм. Это был своеоб­разный бунт против буржуазного общества, который нередко граничил с лингвистической “алхимией” и чистым экспериментом. Целью искусства провоз­глашались абсолютно свободное творчество, высво­бождение психической энергии, достижение сверх­ реальности.

Разрушение логики, загадочные снови­дения, случайные ассоциации – таково проявление индивидуалистической “сюрреалистической револю­ции” (ранние творческие опыты Л. Арагона, П. Элю­ара; Ф. Г. Лорка и др.).

Возникает плеяда неороманистов. “Новый роман”, или “антироман”, принципиально осудил всякую по­литическую, социальную, философскую и нравствен­ную тематику, всякую злободневную тематику вооб­ще. Разрушается структура реалистического романа: в неоромане отсутствует типизация, хронологически последовательное повествование, сюжет, системы ха­рактеров. Все внимание сосредоточено на подсозна­нии, на глубинном психологическом анализе.

Неоро­манисты (Н. Саррот, К. Мориак) воссоздают душев­ные состояния, жизненный хаос, как можно менее упорядоченный. Фантазия и воображение писателей ставит порой “неороманы” на грань между реальным и воображаемым. Среди своих “учителей” неорома­нисты называли М. Пруста и Дж.

Джойса.

Англичанин Дж. Джойс стал выдающимся пред­ставителем литературы “потока сознания”. Писа­тель воссоздает хаотичный внутренний монолог, “фиксирует” мельчайшие движения сознания в том порядке, в каком они возникали, передает душевные состояния в свободных ассоциативных потоках с ос­лабленными или предельно завуалированными логи­ческими связями.

Элементы “потока сознания” встречаются у Л. Толстого, М. Горького, У. Фолкне­ра, М. Слуцкиса.

“Поток сознания” использовала как своего рода формальный эксперимент английская писательница Вирджиния Вулф. В своем творчестве она отдавала предпочтение воспроизведению микропроцессов пси­хики. В. Вулф стала теоретиком “психологической школы”, которая рассматривала воображение худож­ника как основу творчества, утверждала приоритет субъективного над объективным.

Писательница реши­тельно выступала против реалистов (Голсуорси, Уэлл­са) и фактически отрицала социальную и нравствен­ную проблематику искусства.

Реализм, как литературное направление, не только не отступил под натиском бесконечно богатых исканий в сфере средств художественной выразительности, но и упрочил свои позиции, взаимодействуя с различ­ными модернистскими течениями, заимствуя некото­рые элементы их эстетики. Утверждением реализма характеризовалось в начале XX века литературное развитие США, Бельгии, скандинавских стран. Укре­пились позиции реализма в Италии и Испании, усили­лись его тенденции в литературах Востока и Латин­ской Америки.

Глоссарий:

– сочинение на тему литература 20 века

– характеристика литературы 20 века

– литература 20 века сочинение

– особенности литературы 20 века

– ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Характеристика литературы XX века