Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Литературное произведение – “сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент”. Драматическое произведение “живет” благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя.

Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею произведения. Итак, диалог Фамусова с Чацким (2 явления, 2 действие).
На первый взгляд это явление ничем не примечательно. На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Но вот, что интересно во втором действии очень много монологов.

Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами. Перед эпизодом, который я анализирую – монолог Фамусова, он раздражен приездом Чацкого. Раньше он называл его “сорванец”, от него никогда не знаешь чего ждать. В предыдущем явлении Фамусов пытался упорядочить свою жизнь и как-то успокоить ее, перелистывая календарь, на страницах которого жизнь протекает между рождением, едой и смертью.

Успокоив себя таким образом Фамусов встречает Чацкого даже гостеприимно “А! Александ Андреич, просим. Садитесь-ка”.

Однако Чацкий чуткий и проницательный человек, он сразу чувствует настроение Фамусова “Вы что-то невеселый стали”, – говорит он ему. Фамусов продолжает делать вид, что он гостеприимный хозяин и рад Чацкому. Фамусов успокаивается после реплики Чацкого о сватовстве “Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?”.

Он понимает, что на сию секунду он хозяин положения и начинает наступать, назидая Чацкого. Фамусов чувствует, что имеет право учить Чацкого. “Сказал бы я во-первых: не блажи. Имением, брат, не управляй оплошно, а главное, подит-ка послужи”.Фамусов не просто учит, а выдвигает два условия: “подит-ка послужи”, “не будь гордецом”.

Монолог Фамусова – пример наступательной речи. Он не вспоминает “былое, доброе время”. Он навязывает Чацкому свой образ жизни. “Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя”. Предложения в монологе исключительно восклицательные и риторические вопросы, то есть Фамусов не ожидает ответа от своего собеседника. Чацкий начинает обороняться, но достаточно спокойно, но при этом выражает, с точки зрения Фамусова, вредные революционные идеи. Он защищается от того образа жизни, который собой олицетворяет Фамусов.

Он не желает “гнуть шею”, “брать лбом”, “плести лесть кружев”, “надевать личину усердия к царю” и “жертвовать затылком”, чацкий защищается от морали, которая ему навязана, он не проповедует революцию, и вообще не хочет быть в мире с Фамусовым: “Длить споры не мое желанье”, Чацкий не собирается “оскорблять ушей” отца Софьи.
В этом явлении тот Чацкий, которого не видят в комедии, его реплики это всего лишь следствие молодого и пылкого нрава. У него нет другого выхода, он просто не может молчать. Чацкий пожил в другой обстановке, с другими людьми, с другими мыслями, он не наивный человек и прекрасно понимает, что Фамусова не переделать, он лишь дает понять, что имеет другие взгляды. Однако, это явление знакомит читателя с наивным Чацким, который считает, что “век минувший уже отжил”, “нынче смех страшит…”
Этот эпизод помогает читателю по-настоящему понять характер Чацкого и идею комедии.



Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума”