Характеристика героев по произведению Генриха Манна “ВЕРНОПОДДАННЫЙ” &;#124; ДИДЕРИХ ГЕСЛИНГ

ДИДЕРИХ ГЕСЛИНГ

Дидерих Геслинг – главный герой произведения. У него по­истине выдающаяся приспособляемость к обстоя­тельствам. На протяжении всего романа можно проследить возвышение Геслинга и становление его “вер­ноподданнического” сознания. Всегда и во всем Дидерих Геслинг руководствовался личными соображениями, искал личную выгоду.

Главный герой озабочен тем, чтобы его “не стерли… в порошок”. Именно по этой причи­не Геслинг благоговеет перед “сильными” мира сего, рабо­лепствует перед отцом, перед классным

наставни­ком, который возводит его “в ранг первого ученика и тайного наушника”. Действуя “хитро, исподтиш­ка”, он превращается в “упоенного победой насиль­ника” над более слабыми – матерью, сестрами, со­учениками, рабочими.

В романе выясняется, что в детстве любимой игрой будущего “верноподданно­го” была “игра в тирана”. Во внешности Геслинга есть не­мало сходства с императором Вильгельмом. Это и “кончики усов у самых глаз”, и “холодный блеск в глазах” и некоторые другие черты. Однако, кроме внешнего подобия, речь также идет о внутреннем подобии: мозг Дидериха

Геслинга работает “в унисон с мозгом” кайзера, и Геслинг как бы подсказывает ему слова и ре­шения.

Такой прием позволил автору добиться фар­совых оттенков в изображении не только Дидериха Геслинга, но и самого Вильгельма II. Происходит развенчание образов, низведение их до настоящей карикатуры. И кайзер, и Дидерих Геслинг одинаково деспотичны, грубы, раз­ница только в масштабах. Дидерих Геслинг делает карьеру как промышленник.

Ловко используя самые различные средства и ничем не гнушаясь, он завоевывает за­метное место в жизни родного городка, становится одним из лидеров местных националистов, ввязыва­ется в отчаянную борьбу с теми, кто кажется ему врагами империи. Врагов империи “верноподдан­ный” считает своими личными врагами. Дидерих Геслинг обру­шивается на честного и наивного либерала Бука, в образе которого отразились лучшие черты немец­кой либеральной интеллигенции.

Сложную игру ве­дет Геслинг с Наполеоном Фишером – вождем социал-де­мократов в Нециге, бессовестным пронырой и согла­шателем, с которым у героя находится общий язык.

Во всех выступлениях Дидериха Геслинга поддерживает старый барон Вульков – воплощение циничного, самоуве­ренного юнкерства. Вульков с презрением относится к выскочке Геслингу, но он нужен Вулькову. Их союз укреп­ляется общим страхом перед народом, перед рабочим классом.

Конец романа – это одновременно и три­умф Дидериха Геслинга, и пророчество скорого возмездия за все его злодеяния, и великое прозрение Генриха Манна, душой бо­леющего за судьбу своей страны. Казалось бы, Геслинг мо­жет торжествовать победу. Националисты в Нециге сильны как никогда: враг Геслинга – старый Бук – по­срамлен и доведен до смерти; на главной площади го­рода происходит церемония открытия памятника Вильгельму, воздвигнутого по инициативе Дидериха Геслинга Од­нако на празднично одетую толпу бюргеров обруши­вается небывалой силы гроза – символ грядущей катастрофы Германской империи.

Между Дидерихом Геслингом – центральным персонажем романа “Верноподданный” и учителем Нуссом (Гнусом) – главным героем романа “Учитель Гнус” есть немало общего. Гнус – “верноподданный” в не меньшей степени, чем Геслинг, а Геслинг – такой же тиран, как и Гнус. Гнус отбивает у своих учеников всякий интерес к изучаемому произведению, просто превращая его в “мелодию”, в “звуки разбитой шарманки”, а Геслинг идет дальше: например, ловко манипулируя музыкой и текстом оперы Вагнера “Лоэнгрин”, он трактует их в шовинистическом духе.

Д. считает, что “лучший вид эстетического наслаждения” – это витрина кол­басного магазина. Он отрицает литературу, в част­ности, роман, который для него “не искусство”, од­нако признает портретную живопись, потому что “можно писать портреты кайзера”. Роман “Верно­подданный” был актуален не только для своего вре­мени, но и для последующих десятилетий.

В годы фашизма манновский персонаж ассоциировался с Гитлером. Недаром книгу в числе первых бросили в костер гитлеровские штурмовики в 1933 году.

Глоссарий:

– генрих манн верноподданный анализ

– верноподданный анализ

– манн верноподданный анализ

– дидерих геслинг

– жанр произведения Генриха Манна верноподданный


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Характеристика героев по произведению Генриха Манна “ВЕРНОПОДДАННЫЙ” &;#124; ДИДЕРИХ ГЕСЛИНГ