Характеристика героев по произведению Генриха Манна “УЧИТЕЛЬ ГНУС, ИЛИ КОНЕЦ ОДНОГО ТИРАНА” &;#124; НУСС (ГНУС)

НУСС (ГНУС)

Нусс – учитель, прозванный учениками Гнусом. Внешность человека, преподающего классические языки и немецкую литературу, не вызывает положи­тельных эмоций: у него крадущаяся походка, на го­лове – засаленная фетровая шляпа, сюртук посто­янно обсыпан перхотью, он неряшлив. Одной из при­чин, побудивших Генриха Манна обратится к теме школы, были юношеские впечатления автора от учебы в гим­назии. В оригинале роман называется “Professor Unrat”; настоящая фамилия учителя – Rat.

Unrat – по-немецки – нечистоты, отбросы. Вокруг

учителя Гнуса строится все повествование. Манн показывает ти­рана, трусливого и мстительного, видящего в каждом ученике лишь “серое, забитое, коварное существо”, “мятежника” и “тираноубийцу”. Не случаен выбор профессии Гнуса – он учитель.

Гнус не прочь сослаться на высокие этические достоинства людей древности, с которыми он сравнивает самого себя. Это дает ав­тору богатый материал для различных гротескных эффектов, вроде обращения Гнуса к Шиллеру, подчер­кивающего вопиющий контраст между благородными идеалами великого поэта и казенщиной образования в кайзеровской Германии. Все

мысли и желания Гнуса сводятся к маниакальной страсти “поймать с полич­ным”, во что бы то ни стало навредить, испортить ка­рьеру тому, кто осмелился назвать его этим неблаго­видным прозвищем – Гнус. Гнус уже более четверти века преподает в гимназии, и для него “школа не за­канчивается дворовой оградой; она распространя­лась на все дома в городе и в пригороде, на жителей всех возрастов”, в конечном счете – на все челове­чество, которое он люто ненавидит.

Запоздалая страсть к “артистке Фрелих” и союз с нею доверша­ет деградацию Гнуса. В старом учителе все явственнее проступают черты сумасшествия. С помощью Розы Фрелих Гнус превращает свой дом в притон, где проиг­рываются целые состояния и губятся репутации по­чтенных бюргеров, прельщенных Розой. Каждая но­вая катастрофа, происходящая под его кровом, ра­дует Гнуса.

Самые респектабельные и благонамеренные горожане со своими судьбами и кошельками оказы­ваются у его ног. Такая трансформация воспринима­ется как вполне закономерное явление: Гнус, и прежде развращавший души своих учеников, в новых обсто­ятельствах лишь прибегает к новым средствам рас­тления.

Манн был не первым немецким писателем, кото­рый вывел на страницах своего романа образ школь­ного тирана, поставщика “верноподданных”. Подоб­ный тип учителя встречается у Я. Ленца, Ж.-П. Рих­тера, В. Раабе и др.

За этой темой стоит нечто большее, нежели простой интерес к одной из сторон общест­венной жизни. Школьная система, сложившаяся в Германии, издавна служила воспитанию юношества в духе верноподданничества. Не случайно после по­бед Германии в ряде захватнических войн во вто­рой половине XIX в. широкое распространение получило выражение “войну выиграл прусский школьный учитель”.

Школа, которая порождена со­ответствующей государственной политикой и оли­цетворением которой является Гнус, была в букваль­ном смысле преддверием прусской казармы. Гимна­зический класс, затем игорный притон и публичный дом, устроенный в квартире учителя, – это кайзе­ровская империя в миниатюре, империя, в которой гнусы носят свое имя “как венок победителя”, тво­рят преступления во имя того, чтобы действительно можно было сказать: “Ни одного, ни одного чело­века!”

Глоссарий:

– учитель гнус краткое содержание

– генрих манн учитель гнус краткое содержание

– учитель унрат

– генрих манн учитель гнус анализ

– учииель гнус анализ образа


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Характеристика героев по произведению Генриха Манна “УЧИТЕЛЬ ГНУС, ИЛИ КОНЕЦ ОДНОГО ТИРАНА” &;#124; НУСС (ГНУС)