Характеристика героев по произведению Альбера Камю “ПОСТОРОННИЙ”
Мерсо – молодой человек, ведущий в романе рассказ от первого лица, юноша, жизнь которого тихо и размеренно течет в условиях городской окраины Алжира. Он служит мелким клерком в конторе. Пустая и монотонная работа утомляет его. С радостью Мерсо возвращается к пляжам, залитым солнцем, к краскам вечернего южного неба.
Фамилия героя – может читаться не как Mersault (Мерсо), а как Meursault – т. е. представлять соединение двух противоположных сущностей: “смерти” и “солнца”. Трагизм удела человеческого, сотканный из радости и боли,
Он не видит оснований менять свою жизнь, когда хозяин конторы предлагает ему подумать о карьере в Париже, где для него нашлась бы интересная работа. В Париже Мерсо уже бывал: “Там много грязи. Голуби, темные дворы.
Белая кожа у людей”. У него нет ни малейшего честолюбия, никаких надежд. Ведь жизнь, считает герой, не поменяешь, та или иная жизнь в конечном счете одинакова. Но так было не всегда.
Когда-то в начале жизни Мерсо учился, был студентом и, как все, строил планы на будущее.
Осознав конечность и абсурдность жизни, он хочет просто жить и чувствовать себя на земле, а мораль, идеи, труд, творчество – все это обесценено и лишено смысла.
Рассказ о молодом человеке, который впоследствии станет убийцей и будет казнен, начинается с текста телеграммы о смерти его матери. Три столкновения со смертью образуют структуру книги; смерть обозначает момент начала событий и их завершение. Мерсо едет в приют, где его мать провела последние годы жизни.
Он поместил мать в богадельню из-за своей неспособности ухаживать за нею, держать ее на иждивении. Мерсо испытывает ощущение абсурдности про – исходящего. Однако ночь, проведенная им у гроба умершей, порождает в его голове удивительные мысли, он ощущает близость с теми стариками, что пришли попрощаться с покойницей. Мерсо поражен, что его несчастье разделяют такие же, как мать, старики.
Впоследствии вопрос о том, любил ли Мерсо свою мать, будет дебатироваться в зале суда, где самым веским доводом для вынесения приговора будет его “бесчувственность” в день похорон. Герой на похоронах не произносит слов скорби. Он молчит. Зато он чувствует огромную физическую усталость. “Конечно, я любил маму, – скажет он на суде, – но что значит “любить”? …Одно я могу сказать определенно: я предпочел бы, чтобы мама не умирала”.
Но на следующий день после похорон Мерсо отправляется купаться в порт (что тоже станет основанием для обвинения). Там, “в воде”, он встретит Мари, бывшую машинистку в его конторе. Море – источник жизни – соединяет их в совершенный и естественный союз, вот почему Мерсо считает бессмысленным вопрос Мари, любит ли он ее.
И к браку он вполне безразличен, но если Мари этого хочет, готов жениться на ней.
Помимо своей воли Мерсо оказывается втянутым в грязную историю с Рэмоном, хотя это тоже ему в конечном счете безразлично. Палящие солнечные лучи, нестерпимый зной становятся убийственной пыткой для героя. Перегретый песок кажется красным, когда на пляже появляются два араба – враги Рэмона. Взгляд Мерсо прикован к ножу в руке одного из них.
Солнце в эпизоде трагического столкновения выступает как насильник, становится палачом Мерсо: проникает в тело, ударяет “острым лезвием ножа”. Чувствуя себя на краю безумия, почти теряя сознание, герой хватается за револьвер. Он убивает араба одним выстрелом, но стреляет “еще четыре раза в неподвижное тело”.
Мерсо попадает в тюрьму – и пытка продолжается. И следователь, и суд хотят выставить его с наихудшей стороны. Для следователя Мерсо – антихрист, ибо тот не верит в Бога и не желает христианского покаяния.
Мерсо искренне отвечает на все вопросы, он признается, что испытывает не раскаяние, а “досаду”. Судебная машина начинает свою четко отлаженную работу. Ритуал правосудия также отмечен печатью абсурда. Мерсо отстранение смотрит на присяжных, и ему кажется, что перед ним “сидят на скамейке пассажиры трамвая”.
В обвинительной речи прокурора Мерсо предстает лишенным сердца чудовищем, убийцей своей матери. В самой “естественности” суд видит “выродка без стыда и совести”: герой не плакал на похоронах, купался с девушкой, смотрел фильм, его знакомство с сутенером расценивается как принадлежность к преступному дну и т. д. Ничто не может спасти Мерсо Даже показания свидетелей защиты – Селеста и Мари. Ярость прокурора вызывает то, что преступник “ни разу не выразил сожаления”. Суд чувствует в нем “чужака”, поэтому готов принести его в жертву.
В ожидании казни Мерсо отказывается от “положенной” встречи со священником: духовник в стане его противников. Страх смерти неотступно преследует героя. Он проводит мучительную, изматывающую ночь в думах о гильотине.
Все так же упрямо Мерсо отказывается говорить о Боге. Тягостная беседа со священником заканчивается вспышкой гнева. В своей лихорадочной речи Мерсо кричит о своей выстраданной правде, о том, что в жизни царствует бессмысленность, что никто ни в чем не виноват, или же все виноваты в этом.
Камю не оправдывает бессмысленное, беспричинное убийство, совершенное героем. Но ведь и суд над Мерсо – воплощение несправедливости, лицемерия, ханжества. Никто из тех, кто обладал правом судить, не пытается даже понять преступления.
Судят Мерсо и выносят ему приговор лишь за то, что он не вписывается в это общество, за то, что попрал установленные этим обществом нормы.
Глоссарий:
– камю посторонний анализ
– альбер камю чума характеристика образів
– камю посторонний анализ произведения
– альбер герой произведения
– мерсо перевод фамилии