Взаимодействие генов
Вопрос 1. Какие виды взаимодействия аллельных генов вы знаете?
Полное доминирование. Этот тип взаимодействия аллельных генов сводится к тому, что доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного. При скрещивании чистых линий (двух гомозиготных организмов), различающихся между собой парой признаков, все потомки первого поколения будут единообразными и иметь признак одного из родителей.
Например, при скрещивании чистых линий гороха (с желтыми и зелеными семенами) все растения первого поколения имели желтые семена, так как
При скрещивании двух потомков первого поколения (двух гетерозиготных организмов) во втором поколении наблюдается расщепление в отношении 1:2:1 по генотипу и 3:1 – по фенотипу.
Неполное доминирование. Данный тип взаимодействия аллельных генов характеризуется тем, что доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена, в результате у гетерозиготных организмов наблюдается промежуточное проявление признака. Например, при скрещивании чистых линий ночной красавицы (с белыми
Во втором поколении, полученном при скрещивании гетерозигот с розовой окраской венчика, наблюдалось расщепление в отношении 1:2:1 по генотипу и по фенотипу (1/4 цветков были красными, 2/4 – розовыми и 1/4 – белыми).
Кодоминирование (независимое проявление). Это особый тип взаимодействия аллельных генов, при котором в случае образования гетерозиготы каждый из аллельных генов вызывает в фенотипе проявление контролируемого им признака. Примером кодоминирования служит наследование групп крови человека по системе АВ0. Антигены групп крови определяют три гена la lb I0, причем la lb являются доминантными, I0 – рецессивным геном.
Сочетание каких-либо двух аллелей из трех возможных определяет группу крови человека. Причем если в зиготе оказываются два доминантных гена la lb, то каждый из них проявляет свое действие.
Related posts:
- Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание Вопрос 1. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов? Г. Мендель разработал методику проведения опытов над растительными гибридами. Суть этой методики сводилась к следующему. Во-первых, для проведения опытов Г. Мендель удачно выбрал объект исследования – садовый горох, растение самоопыляемое, с коротким периодом созревания, что очень удобно для анализа потомства. Во-вторых, Г. Мендель использовал […]...
- Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание Вопрос 1. Какое скрещивание называют Моногибридным? Моногибридное скрещивание – тип скрещивания, при котором родительские особи отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку, т. е. у них имеется различие только по одной паре аллелей. Классическим примером является скрещивание сортов гороха, отличающихся только цветом семян. Напомним, что аллелями называют различные состояния гена, определяющие различные проявления одного […]...
- Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Вопрос 1. Как вы думаете, часто ли в природе встречается дигибридное скрещивание? Если экспериментатор выбирает для последующего анализа две пары признаков и скрещивает между собой организмы, четко различающиеся по этим двум признакам, то он осуществляет дигибридное скрещивание. На самом деле каждый организм – носитель множества разнообразных признаков. В природе никто не отбирает признаки для анализа. […]...
- Урок биологии в 9 – ом классе “Закономерности наследственности” Применение информационных технологий На уроках биологии. Урок биологии в 9 – ом классе “Закономерности наследственности” Презентация Power Point к уроку Предмет – биология Класс – 9 Тема урока – “Закономерности наследственности” Используемый УМК – государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Дрофа, Москава, 2002 г Учебник – “Общая биология” 9 класс Авторы А. А. Каменский, […]...
- Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание Вопрос 1. Какое скрещивание называется дигибридном? Дигибридное скрещивание – это тип скрещивания, при котором прослеживают наследование двух пар альтернативных признаков. Вопрос 2. Сформулируйте закон независимого наследования. Для каких аллельных пар справедлив этот закон? Закон независимого наследования звучит следующим образом: при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, […]...
- Речевое взаимодействие Речь – это основной способ удовлетворения личных, и не только личных, потребностей в общении. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, […]...
- Зависит ли судьба человека только от генов? Зависит ли судьба человека только от генов – вот вопрос, над которым задумывается Л. Жуховицкий. Размышляя над этой проблемой, автор с восхищением рассказывает о таких великих людях, как А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Н. Я. Мандельштам, чьи судьбы шли наперекор генам, от которых, по словам современных ученых, “на три четверти зависит” наша жизнь. Каждый […]...
- Взаимодействие океана с атмосферой и сушей 1. Как осуществляется обмен теплом и влагой между океаном и сушей? Воды Мирового океана взаимодействуют с воздухом атмосферы и посредством переноса воздушных масс оказывают влияние на температуру и влажность на поверхности суши. 2. Чем различаются воздушные массы, образующиеся над сушей и океаном? Вода, в отличие от твердой поверхности суши, долго нагревается и длительное время отдает […]...
- Педсовет Тема. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка Задачи : Определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка. Сформировать у педагогического коллектива представление о различных подходах к семье в зависимости от ее структуры. Разработать правила педагогической этики работы с родителями, памятку педагогам при работе с семьей, памятку родителям. […]...
- Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов Вопрос 1. Перечислите методы селекционной работы. Основные методы селекции включают отбор, гибридизацию, полиплоидию, искусственный мутагенез. Искусственный отбор – отбор человеком наиболее ценных в хозяйственном отношении особей животных и растений с целью получения от них потомства с желательными признаками. Искусственный отбор является важнейшим методом селекции и основным фактором, обусловившим многообразие пород домашних животных и сортов культурных […]...
- Хромосомная теория наследственности Вопрос 1. Что такое сцепленное наследование? Сцепленное наследование – это совместное наследование генов, находящихся в одной хромосоме (т. е. в одной молекуле ДНК). Например, у душистого горошка гены, определяющие окраску цветков и форму пыльцы, расположены именно таким образом. Они наследуются сцепленно, поэтому при скрещивании у гибридов второго поколения образуются родительские фенотипы в соотношении 3:1, а […]...
- Взаимодействие природы и общества 1. Объясните, почему основная часть населения земного шара живет на равнинах и по берегам морей и океанов. На равнинах, а также по берегам морей и океанов создаются наиболее благоприятные природные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей. 2. Какие климатические пояса наиболее благоприятны для жизни и деятельности человека? Наиболее благоприятными для жизни и деятельности человека […]...
- Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Вопрос 1. Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании? При неполном доминировании во втором поколении происходит расщепление потомства в отношении 1:2:1 как по генотипу (АА : Аа : Аа : аа), так и фенотипу (1/4 особей несет доминантный признак, для 2/4 характерно неполное проявление доминантного признака и 1/4 – рецессивный признак). […]...
- Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Вопрос 1. От чего зависит пол ребенка у человека – от хромосом яйцеклетки или хромосом сперматозоидов? Хромосомный набор человека составляет 46 хромосом, из которых 44 являются неполовыми хромосомами (аутосомами) и на принадлежность к полу не влияют, а 2 – половыми хромосомами, то или иное сочетание которых определяет пол ребенка. У женщины половые хромосомы представлены одинаковыми […]...
- Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения Вопрос 1. Какие изменения генофонда позволяют делать вывод о происходящих в популяции эволюционных изменениях? О происходящих в популяции эволюционных изменениях можно судить по изменениям внешнего строения организмов, особенностей их поведения и образа жизни и в конечном итоге – по лучшей приспособленности популяции к данным условиям внешней среды. Происходящие изменения являются следствием возрастания в генофонде частот […]...
- Урок для 9 класса “В мире селекции” Смирнова Светлана Павловна Учитель биологии МБОУ СОШ №20 г. Краснодара Класс 9 Урок обобщения “В мире селекции”. Цели урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме “Селекция”; продолжить работу по формированию и развитию интереса учащихся к биологии. Оборудование: мультимедийная установка, таблички с цифрами от 1 до 4 для каждой команды, УМК под ред. И. […]...
- Тестирование по биологии за 11 класс (В-2) Тестирование по биологии 11 класс Вариант 2 1. Многообразие видов живых организмов является результатом: 1)активного мутационного процесса 2)эволюции 3)межвидовой борьбы 2. Морфологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду: 1)похожи друг на друга по своему внешнему строению 2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды 3)обитают на общей территории 3. Процесс, […]...
- Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест Вопрос 1. Что собой представляют хромосомы? Хромосомы – особые, интенсивно окрашивающиеся структуры ядра, хорошо различимые в микроскоп при делении клетки, являющиеся носителями генетического материала. Каждая хромосома содержит молекулу ДНК, соединенную с особым белком, придающим ей компактность. Участки ДНК, в которых записана информация о первичной структуре белка, называют генами. В каждой хромосоме содержится множество генов. Функция […]...
- Формы естественного отбора Вопрос 1. Что такое стабилизирующий отбор? В каких условиях его действие проявляется наиболее заметно? Стабилизирующий отбор – форма естественного отбора, направленная на поддержание существующих фенотипов организмов. Его действие проявляется наиболее заметно там, где условия жизни остаются постоянными в течение длительного периода или остаются постоянными достаточно длительное время по сравнению с продолжительностью жизни отдельных поколений. Вопрос […]...
- Побежалость РІРО Побежалость Побежалость – свойство живых организмов существовать в разных формах. Побежалость разделяют на наследственную (генотипічну) и ненаследственную. Модификационная побежалость возникает под влиянием внешней среды. Наследственная побежалость связана с изменением генетического материала Все признаки организмов можно условно поделить на качественные и количественные. Первые устанавливаются описательным путем (окраска шерсти, форма тела, половые отличия), вторые определяются путем […]...
- Средообразующая деятельность организмов Вопрос 1. В чем проявляется воздействие живых организмов на среду обитания? В результате воздействия живых организмов на среду обитания могут изменяться ее физические и химические свойства (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности). Вопрос 2. Какие виды воздействия живых организмов на среду вам известны? Виды воздействия живых организмов на […]...
- Популяция как единица эволюции Вопрос 1. Какими качествами должна обладать элементарная единица эволюции? Элементарная единица эволюции должна: выступать во времени и пространстве как некое единство; быть способной формировать резерв наследственной изменчивости и наследственно изменяться во времени; реально существовать в определенных природных условиях в течение долгого времени, соизмеримого со сроками видообразования. Таким требованиям удовлетворяет популяция, которая и является элементарной единицей […]...
- Факторы эволюции Опрос 1. Назовите основные факторы эволюции. Основными факторами (силами) эволюции являются наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция и естественный отбор. Вопрос 2. Какой фактор обеспечивает возникновение нового генетического материала в популяции? Фактором, обеспечивающим возникновение принципиально нового генетического материала, является мутационная изменчивость. Мутации происходят с определенной частотой у всех организмов, населяющих нашу планету. Место мутации (ген и […]...
- Урок для 9 класса на тему “Основные понятия генетики” Тема. Основные понятия генетики(9 класс) Тип урока: Урок изучения нового материала (Урок с использованием мультимедийной презентации) Вид урока: Урок-лекция. Цель: Изучить основные понятия генетики, общие методические рекомендации по решению генетических задач, алгоритм решения генетических задач, требования к оформлению задач. Задачи: Образовательные: Охарактеризовать план изучения всего раздела. Формировать умения использовать генетическую символику при решении генетических задач. […]...
- Сочинение на тему: “Один день из летних каникул” Сочинение на тему: “Один день из летних каникул” Описание темы: Летние каникулы – череда самых запоминающихся событий, связанных с отдыхом, поездками и приключениями. Описание дня летних каникул, который запомнился отдыхом на природе около леса или возле речки. Описание летнего настроения самого прекрасного времени года и одного дня летних каникул. Пример сочинения про лето “Как я […]...
- Продуктивность сообщества Вопрос 1. Будет ли устойчивым сообщество, если продукция одного трофического уровня превысит пищевые потребности организмов следующего уровня? Какие процессы могут происходить в этих случаях? В сообществе, сохраняющем устойчивое состояние, фактическая продукция данного трофического уровня должна покрывать пищевые потребности организмов следующего уровня; в противном случае общий запас биологического вещества данного трофического уровня будет неуклонно снижаться из-за […]...
- Конспект урока для 5 класса на тему “Разнообразный мир линий” Тема урока № 1:Разнообразный мир линий (класс 5) РАЗРАБОТАЛА: ЖУК Наталья Павловна Дидактическая цель: Сформировать представления о многообразном мире линий, сформировать умения распознавать, описывать и характеризовать линии, видеть внутреннюю и внешнюю область линий, изображать и конструировать линии. Цели по содержанию: – Обучающие: познакомить учащихся с видами линий на плоскости, показать практическое применение через выполнение реальных […]...
- Межвидовые отношения организмов Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны? Все биотические связи (в том числе положительные и отрицательные) можно разделить на шесть типов. Нейтрализм (00). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Например, на коже китов часто […]...
- Изменчивость организмов Вопрос 1. Что такое изменчивость организмов? Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов того же вида. Изменчивость затрагивает все свойства организмов: черты строения, окраску, физиологию, особенности поведения и пр. Вопрос 2. Какие виды изменчивости вам известны? Различают две основные формы изменчивости – ненаследственную и наследственную (генетическую). Вопрос 3. Что такое […]...
- Жизнь в океане 1. В чем особенность распространения жизни в океане? Жизнь в Мировом океане распространена повсеместно, однако видовой состав и плотность размещения растений и животных в водах океана крайне разнообразны и неравномерны. Живые организмы приспосабливаются к жизни в определенных условиях, образованных сочетанием различных свойств водных масс. 2. От чего зависит распределение организмов в поверхностном слое вод? Распределение […]...
- Популяции Вопрос 1. Что такое популяция? Популяция – это группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать свое существование в данном районе. Вопрос 2. Почему биологические виды существуют в форме популяций? Существование биологических видов требует соответствующих условий и необходимых для поддержания жизни ресурсов. Подходящие для того или иного вида условия формируются в […]...
- Твір на тему: “Один день із літніх канікул” Твір на тему: “Один день із літніх канікул” Опис теми: Літні канікули – черги самих подій, що запам’ятовуються, пов’язаних з відпочинком, поїздками й пригодами. Опис дня літніх канікул, що запам’ятався відпочинком на природі біля лісу або біля річки. Опис літнього настрою самої прекрасної пори року й одного дня літніх канікул Як я став рибалкою. Я […]...
- Доказательства эволюции органического мира Вопрос 1. Докажите существование эволюции с точки зрения эмбриологии. Все многоклеточные организмы, способные к половому размножению, развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. При этом хорошо заметно сходство ранних стадий формирования эмбриона с таковыми у достаточно далеких (с точки зрения эволюционного родства) групп организмов. Эмбрион в своем развитии повторяет стадии зародышевого развития предковых форм, и чем ближе […]...
- Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики Вопрос 1. Дайте определения понятий “наследственность” и “изменчивость”. Наследственность – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению. Она обеспечивает материальную и функциональную преемственность поколений, является причиной того, что новое поколение похоже на предыдущее. В основе наследования признаков лежит передача потомству генетического материала. Изменчивость – это способность живых организмов существовать […]...
- Основные положения клеточной теории Вопрос 1. Кто разработал клеточную теорию? Клеточную теорию сформулировали в середине XIX в. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Они суммировали результаты многих известных к тому времени открытий. Основные теоретические выводы, получившие название клеточной теории, Т. Шванн изложил в своей книге “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений” (1839). Главная […]...
- Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен Вопрос 1. Что такое диссимиляция? Перечислите ее этапы. Диссимиляция, или энергетический обмен, – это совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений, которые сопровождаются выделением и запасанием энергии. Диссимиляция у аэробных (кислорододышащих) организмов происходит в три этапа: подготовительный – расщепление высокомолекулярных соединений до низкомолекулярных без запасания энергии; бескислородный – частичное бескислородное расщепление соединений, энергия запасается в виде АТФ; […]...
- Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея Вопрос 1. Что было известно о живой природе в Древнем мире? В эпоху Античности некоторые древнегреческие философы выделяли материальное начало, которое рассматривали как первоисточник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником считал воду. Живший на полвека позже Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что живые организмы произошли из воздуха. Демокрит […]...
- Борьба за существование и естественный отбор Вопрос 1. В чем состоит действие естественного отбора? Естественный отбор в природе происходит в ходе борьбы за существование и является ее следствием. Он влияет на состав популяции, “убирая” из нее менее приспособленные индивидуумы, и делает ее более приспособленной к условиям внешней среды. Вопрос 2. Можно ли получить экспериментальные подтверждения действия отбора? Да. Кроме наблюдения естественного […]...
- Круговорот веществ в биосфере Вопрос 1. Какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов? Биогенными называют находящиеся в экосистеме и необходимые для ее жизни элементы – макротрофные и микротрофные. Они постоянно связываются, входя в состав биомассы экосистемы, что снижает их количество, остающееся в среде экосистемы. Если бы организмы не разлагались благодаря деятельности редуцентов (гетеротрофных организмов), то […]...
- Адаптация организмов к различным условиям существования Вопрос 1. Что указывает на соответствие между организмами и средой их обитания? На это соответствие указывает сходство строения и образа жизни организмов, которые обитают в похожих условиях, но принадлежат к различным систематическим группам. Вопрос 2. В чем состоят отличия в способах переживания циклических изменений внешней среды жизни у организмов с разной продолжительностью жизни? Способ переживания […]...