Выяснение читательских впечатлений учащихся о “Герое нашего времени”

Выяснение первоначальных впечатлений может происходить и в устной беседе (но тогда нельзя охватить всех учащихся) и письменно. В любом случае полезно сосредоточить внимание на нескольких, главных вопросах, например: Какая повесть произвела на вас наибольшее впечатление? Чем вы это объясняете?

Каково ваше отношение к Печорину? Одинаково ли это отношение на протяжении всего романа или меняется? (Покажите, как меняется.) Кто из действующих лиц

О первоначальных впечатлениях учащихся-читателей “Героя нашего времени” романа, исключая

Печорина, кажется вам наиболее интересиым и значительным? Вопросы, конечно, могут быть и другие. Анализ полученных ответов даст учителю возможность в процессе дальнейшей работы опереться на верные суждения, вступить в полемику с ошибающимися девятиклассниками, сосредоточиться на спорных вопросах.

Только зная, как понимает роман данный состав класса, можно по-настоящему эффективно построить всю систему уроков. Поэтому предлагаемые далее рекомендации к изучению романа лишь приблизительно ориентируют учителя и рассчитаны на творческое их использование.

Одним из первых уроков после выяснения читательских

впечатлений учащихся может быть урок о теме романа и его композиции. Вначале нужно вспомнить о тех характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы, которые явились результатом подавления Восстания декабристов и наступления реакции. В дополнение к уже известному школьникам интересно прочитать высказывание Герцена в “Былом и думах” о судьбе молодого поколения дворян той эпохи: “им (представителям молодого поколения 30-х годов) раннее совершеннолетие пробил колокол, возвестивший России казнь Пестеля и коронацию Николая; они были слишком молоды, чтоб участвовать в заговоре, и не настолько дети, чтоб быть в школе после него, Разумеется, в десять лет они не могли состариться, но они сломились, затянулись, окруженные обществом без живых интересов, жалким, струсившим, подобострастным.

И это были десять первых лет юности! Поневоле приходилось, как Онегину, завидовать параличу тульского заседателя, уехать в Персию, как Печорин Лермонтова или броситься в отчаянное православие, в неистовый славянизм, если нет желания пить запоем, сечь мужиков или играть в карты”.

Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 гг. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В марте 1839 г.. в “Отечественных записках”, была опубликована “Бэла”, а затем там лее появились “Фаталист” (ноябрь 1839 г.) и “Тамань” (начало 1840 г.)., В 1840 году выходит отдельное издание романа, в нем впервые публикуются повесть “Княжна Мери” и рассказ ” Максим Максимыч “.; Порядок расположения повестей в этом издании не соответствовал последовательности их опубликования (появившийся ранее “Тамани” “Фаталист” был поставлен в заключение романа). На выход романа ” Герой нашего времени ” живо откликнулась критика тех лет: многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного героя или писали, что Печорин – всего лишь портрет самого автора.

Разноречивые и в основном недружелюбные толки заставили Лермон-. това написать к новому, второму изданию предисловие, где он отвергает неверные толкования образа Печорина, отчасти раскрывает свое отношение к нему и объясняет свои творческие принципы. Чтением этого предисловия па уроке может быть начат разговор о теме романа.

Учитель останавливается лишь на важнейших моментах композиции, стараясь привлечь школьников к выяснению не только приемов построения романа, но и определяющих их причин. На первом уроке целесообразно остановиться на таких особенностях композиции, как отсутствие единого сюжета и “эпизодическая отрывочность” частей, нарушение хронологического порядка в расположении их и наличие в романе трех рассказчиков (автора, Максима Максимыча и самого Печорина). Можно кратко выяснить особенности сюжета отдельных повестей. На последующих уроках будут затронуты и такие вопросы композиции, как принцип группировки образов в романе и приемы их характеристики 1.

Когда мы разберутся в сложном построении романа, восстановят хронологическую последовательность событий, расположат в соответствии с ними повести, очень важно, чтобы они поняли, почему Лермонтов прибегнул к такой оригинальной композиции и чего он этим достиг. Автору было важно с наибольшей объективностью, глубиной и всесторонностью раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада. Каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживает новые и новые грани своего характера.

С этой же целью Лермонтов дает в романе трех рассказчиков.

Сначала мы узнаем о Печорине от старого офицера, человека простого и скромного – Максима Максимыча, жившего с ним в крепости. Затем Печорина видит человек одного с ним круга автор; рисуя портрет героя, он показывает читателю новые черты, не получившие освещения в рассказе Максима Максимыча, который многого в Печорине не мог понять. Максим Максимыч. и автор рассказали о поступках героя в определенных жизненных обстоятельствах, обратили внимание на некоторые особенности, “странности” его характера. Читатель уже ясно видит героя, многое знает о нем, но еще не все в нем понимает.

Полностью герой раскрывается в дневнике, где он пишет о себе сам. Сначала он выступает участником грустно-комического приключения в Тамани и еще очень мало рассказывает о своих переживаниях. Характер его проявляется главным образом в действиях и поступках; о внутреннем мире его мы лишь догадываемся.

В двух же последних повестях внутренний мир героя раскрывается им самим с беспощадной откровенностью, “странности” этого человека получают объяснение, и Печорин предстает перед читателем во всей сложности и противоречивости своей натуры.

Такое построение романа и способ показа характера героя имеют внутреннюю логику и оправданность, позволяют действительно глубоко раскрыть трагедию незаурядного молодого человека, не нашедшего себе места в русской жизни тех лет. Нетрудно увидеть, что описанные в романе события жизни Печорина не являются столь уж обычными; в основе сюжета каждой повести,_кроме повести “Максим “Максимыч”,лежит либо острый конфликт, либо захватывающее приключение: похищение черкешенки (“Бэла”), столкновение с контрабандистами (“Тамань”), смелая попытка испытать судьбу (“Фаталист”), сложная игра, оканчивающаяся дуэлью (“Княжна Мери”). Но именно такие необычные события оказываются типичными для Печорина – они соответствуют его природе, характеру (Максим Максимыч говорит о нем: “Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!”), и именно в подобных исключительных ситуациях характер героя проявляется с наибольшей определенностью и силой/ Он главный герой всех повестей, и потому при работе над ними основное место на уроках занимает разговор о Печорине, о том, как он показан в тех или иных обстоятельствах.

Попутно ставятся и иные вопросы, касающиеся других персонажей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Выяснение читательских впечатлений учащихся о “Герое нашего времени”