“Высокое небо” (по роману Л. Толстого “Война и мир)”

Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу дано не всем.

Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывнo связаны) – наиболее интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед – для физики, Евклид – для геометрии. Это Достоевский и Толстой.
Достоевский был первым. Главной темой его творчества был страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии, когда его душа

не защищена, открыта, и когда его индивидуальность находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался человек, его душа.

Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” можно назвать энциклопедией человека и жизни. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее

печалями и радостями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей.

Он не только изобразил определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.
“Война и мир” – произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он воплощает свои размышления в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых событиях. Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника.

Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды – того, что является основой подлинного искусства. Толстовские герои – не герои в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы нарисованы предельно правдиво, жизненно.

По отношению к “Войне и миру” больше, чем к любому другому произведению подходят слова: “Жизнь народа – один из главных героев романа”. И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер Безухов, Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет.

Нет, идеал не в смысле “ходячая добродетель” – образ выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек из плоти и крови, которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, – как все люди. Но, кроме этого, Толстой подчеркивает в своих героях высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины – это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге.

Именно Пьер, сумевший найти единомышленников, дело, которому посвятил себя, а не Андрей, умный, сильный, но так и не нашедший своего места в жизни, оставшийся одиноким. А идеал женщины-матери, женщины – хранительницы семьи – непривлекательная и замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не лишена эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил своих героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внешностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго.

Тем самым он бросил вызов всем анатолям и элен, сорвал с них маски, пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное – самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы – вот что писатель ценит в человеке более всего.

Что же такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Андрея Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. “Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”.

Этот образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги. В высокое небо глядит раненый Андрей Болконский, прощаясь с прежними представлениями о жизни, на вечернее небо указывает Андрею Пьер во время разговора о Боге, небо с кометой 1812 года видит просветленный Пьер, он же в плену смотрит на звездное небо и думает: “И все это мое, и все это во мне, и все это я!.. И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!” Этот образ неба, видимо, можно воспринимать и символически.

Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора – вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев – эталоном духовного совершенства и красоты.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Высокое небо” (по роману Л. Толстого “Война и мир)”