Выразительные художественные средства в стихах Маяковского

В ранних произведениях В. В. Маяковского, приведенных в учебнике-хрестоматии, мы действительно находим развернутые метафоры и неологизмы. Например: “я показал на блюдце студня косые скулы океана”, “флейта водосточных труб”, “смотрите устрицей из раковины вещей”, “бабочка поэтиного сердца” (раз­вернутые метафоры), “ощетинит ножки стоглавая вошь” (мета­фора в соединении с гиперболой); “поэтино сердце”, “недоку – шанных” (неологизмы). Гипербол в этих стихотворениях мы фактически не находим, кроме одного смешанного случая.

Зато часто поэт соединяет в одно предложение слова из разных облас­тей, порождая сочетания-неологизмы: “ощетинит ножки”, “шка­тулки стихов”, “мот и транжир бесценных слов”…

С помошью этих выразительных средств Маяковский дости­гает сильного эффекта, выбивая читателей и слушателей из при­вычного ассоциативного ряда, заставляя их воспринимать давно знакомые явления под совершенно неожиданным углом, вскры­вающим их более глубокое значение, нежели привычное, “замы – ленное”.

Новые рифмы и ритмы понадобились Маяковскому для наи­большего выразительного эффекта. Поэт пытался отобразить стремительно изменяющуюся жизнь, которая уже не вписывалась в привычные схемы и образы. Он считал, что использование обыкновенных художественных средств обеднит описание и не­достаточно подчеркнет новизну нарождающейся жизни.



Выразительные художественные средства в стихах Маяковского