Выразительные средства в “Патетической сонате” Николая Кулиша
“Патетическая соната” во многом идейно следует из “Народного Малахия”: Илья, поэт, который называет себя “Я” – это продолжение самого Малахия. “Проект немедленной реформы человека” превращается в поэтическую программу, чтобы “над миром развивался флаг” вечной любви. “Основные идеи” Народного Малахия “прослеживаются и в “Патетической сонате”. Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится “Патетическая соната” Бетховена, которая, собственно, и структурирует произведение. Содержание,
Для литературного произведения заимствовано название “Патетической сонаты”.
Герои пьесы живут в одном доме, они все слушают в исполнении Марины произведение Бетховена, однако ассоциации у них совершенно разные. “Я” представляет любимую девушку, страсть, нежную и романтическую, ее отец – безграничные украинские степи и героическое прошлое, а самой Марине мерещатся замки с российским и польским гербами.
Поэт переживает внутренний конфликт личного и общественного, именно здесь и кроется главная драма человека того времени. Марина выбирает
Изучая “Патетическую сонату” Кулиша, достаточно легко провести параллели с “Я (Романтика)” Николая Волнового, где события происходят примерно в то же время и конфликт тот же: общественное – личное. “Я” казнит свою мать.
В “Патетической сонате” Н. Кулиш прибегает к приему неразрывного сочетания музыки с литературой. Надо сказать, что в то время синтез искусств был достаточно популярным среди украинских художников, стремившихся создать новое искусство, которое отвечало бы требованиям времени. Здесь следует вспомнить “кларнетизм” и бодлеровскую полифоничность у П. Тычины.
Мажорный или лирический тон часто меняется на трагический и глубоко отчаянный.
- Выразительные средства в “Патетичной сонате” Николая Кулиша “Патетичная соната” большой мерой идейно вытекает из “Народного Малахия”: Илья, поэт, который называет себя “Я” – будто продолжение самого Малахия. “Проект немедленной реформы человека” превращается в поэтическую программу, чтобы “над миром замаял флаг “вечной любви”. Основные идеи “Народного Малахия” прослеживаются и в “Патетичной сонате”. Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится “Патетичная соната” Бетховена, которая, собственно, […]...
- Патетическая соната – высший взлет драматического гения Николая Кулиша Патетическая соната – высший взлет драматического гения Николая Кулиша. “Кометы, поднимаются ракеты, красные, голубые, зеленые. Танцует мир. Патетический концерт, и только низко над горизонтом висит бледный, выщербленный серп луны – распятый мифический Христос”. Украина в пьесе предстает распятой и растерянной, словно на перепутье. Она обливается кровью и всем это безразлично. Все видят только то, что […]...
- Выразительные средства поэмы Николая Некрасова “Мороз, Красный нос” Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме “Мороз, Красный нос” очень большую роль играет народно поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую […]...
- Выразительные художественные средства в стихах Маяковского В ранних произведениях В. В. Маяковского, приведенных в учебнике-хрестоматии, мы действительно находим развернутые метафоры и неологизмы. Например: “я показал на блюдце студня косые скулы океана”, “флейта водосточных труб”, “смотрите устрицей из раковины вещей”, “бабочка поэтиного сердца” (развернутые метафоры), “ощетинит ножки стоглавая вошь” (метафора в соединении с гиперболой); “поэтино сердце”, “недоку – шанных” (неологизмы). Гипербол в […]...
- Выразительные средства в стихотворениях Михаила Лермонтова “Тучи”, “Утес”, “На севере диком…” На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно, есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о […]...
- Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие. Сравнение – изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, […]...
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы (Анализ стихотворения, стиха) Изобразительно-выразительные средства языка. Литературные тропы. Метафора (с греческого Metaphora) Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие. “Трамвай с разбега /Взметнул зрачки…” (В. В. Маяковский.) Виды метафор :Овеществление (перенос черт неодушевленного предмета на человека). “Усилить бой бестрепетных сердец…” (А […]...
- Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша “Иродова морока” Одним из популярных жанров древней литературы был вертеп. По мнению О. Билецкого “…вертепная драма (зародилась, по-видимому, еще в ХVІІ веке, но известны нам тексты не идут раньше 70-х годов ХVІІІ века) – это еще один из предшественников украинской реалистичной комедии ХІХ – началу ХХ в..”. А. Козлов в книге “Украинская дооктябрьская драматургия: Эволюция жанров” отметил, […]...
- Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша Украинское село… Сколько ему было посвящено произведений нашими выдающимися писателями и поэтами; сколько ему пришлось вынести! Из пьес Николая Кулиша предстает передо мной оно, распятое голодом, одичавшее, нищенское; село, где, как всегда, идет борьба между богачами и бедняками. Последние верят, что пришло, наконец, их время, что судьба улыбнулась им, что ждет их коммуна или колхоз, […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Индивидуальность творчества Н. Кулиша Николай Кулиш – выдающийся драматург первой половины XX столетия. Художественно завершенные, остро-конфликтные произведения Н. Кулиша сделали признание их автору не только в Украине, а и далеко за ее пределами. Его пьесы отмечались остротой проблематики, актуальностью, эмоциональной напряженностью, рельефным изображением характеров. Вспомним драму “97” или пьесу “Мина Мазайло”. Эти произведения отображают события, которые волновали народ Украины; […]...
- Значение пьесы “Мина Мазайло” Н. Кулиша в наши дни Родился в с. Чаплинка на Херсонщине. Учился в Олешковском городском училище, частной гимназии, на историко-филологическом факультете Одесского университета (не закончил), в Одесской школе прапорщиков. Под час Первой мировой войны находился на фронте. С 1918 г. глава горисполкома Олешок, глава местного совета. С 1922 по 1925 г. работал инспектором наросвити, 1925 г. Переведен в Харьков. Активно […]...
- Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша Предисловие произведения – мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии (мотив пути, распространенный в мировой литературе). Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, – что сделали бы с вором […]...
- Основные мотивы поэзии П. Кулиша Пантелеймон Кулиш является автором пяти поэтических сборников и десяти поэм, множества переводов, баллад, дум, басен. Такое значительное поэтическое творчество охватывает много тем, но в центре постоянной и неоспоримой любви поэта стоит Украина. Во многом поэтическое творчество Кулиша соотносится с творчеством Тараса Шевченко. Единственное, что он не воспринимал – это радикализм шевченковского слова. Бунтарство, гайдаматчина, восстания, […]...
- Украинская нация в романе Пантелеймона Кулиша “Черный совет” Пантелеймон Кулиш Родился В г. Ворониж Глуховского уезда на Черниговщине (теперь – Сумская область). Отец походил из казацкой старшини, принадлежал к дворянству, но, потеряв право на него, занимался сельским хозяйством, имел собственный хутор. Пантелеймон Кулиш учился в Новгород-Северской гимназии. Некоторое время работал частным учителем. Учился как вольнослушатель в Киевском университете, но не закончил его. Учительствовал […]...
- Мотивы лирики Пантелеймона Кулиша Жизненный и творческий путь Пантелеймона Кулиша – это деятельность во имя сохранения и развития национального самосознания родного народа, его духовного прогресса, освоение им литературно-художественных, культурно-образовательных и научных достояний мировой цивилизации, беспрерывный поиск правды. Лейтмотивом творчества П. Кулиша было стремление сохранить национальное лицо украинского народа, язык, культуру, обычаи и традиции, заложить основы национальной самобытности, украинской литературы […]...
- “Журавли” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова Одинаковое название двух стихотворений, принадлежащих перу разных авторов, конечно, только повод для их сопоставительного анализа. Однако между “Журавлями” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова есть невидимые, но прочные и легко нащупываемые нити, связывающие их воедино в восприятии людей, чутких к поэтическому слову. Следуя универсальному пушкинскому определению поэзии как “союза волшебных звуков, чувств и дум”, стоит прежде […]...
- Ответы к теме “Жизнь и творчество Пантелеймона Кулиша” П. Кулиш – выдающийся поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и публицист, историк, этнограф, языковед и культурный деятель. Это был чрезвычайно одаренный человек, с энциклопедическим образованием. Он первый начал писать украиноязычные исторические труды, первый украинский критик-профессионал, автор первого исторического романа и талантливый переводчик, известный языковед, который заложил основы нашего украинского правописания, создал украинский букварь […]...
- Проблема украинизации в пьесе Н. Кулиша “Мина Мазайло” Николай Кулиш – выдающийся драматург первой половины XX столетия. Художественно завершенные, остроконфликтные его произведения получили признание не только на Украине, а и далеко за ее пределами. Пьесы Н. Кулиша отмечаются остротой проблематики, актуальностью, эмоциональной напряженностью, рельефным изображением характеров. В 20-х годах нашего столетия очень актуальной была тема мещанства, которое старается во что бы то ни […]...
- Биография Бетховена Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления “венский классицизм”. Ранние годы Бетховен родился предположительно 16 декабря 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет […]...
- Колорит исторической эпохи в романе П. Кулиша “Черный совет” В романе “Черный совет” Пантелеймон Кулиш на реалистических и романтических основах изображает исторические события 1663 г. на Украине, характерные для тогдашней эпохи особое напряжение общественных страстей. Писатель создает широкую панораму украинской действительности XVII ст., выводит характерные фигуры из разных общественных прослоек того времени. Передать колорит исторической эпохи ему помогает изображение ее реквизита, реальных расположений духа […]...
- Языковые средства для построения текста. Помощь ученику Тем, кому тяжело самому составлять произведение, советуем обратить внимание на слова, которые помогут это сделать. Для названия темы можно использовать такие слова: произведение (роман, рассказ, повесть, новелла, поэзия, поэма, цикл поэзий, сборник), автор (писатель, поэт, прозаик, драматург), посвященный теме (раскрывает тему, затрагивает тему, рассказывает об…, является рассказом об…, является обзором, является анализом, является обобщением). Для […]...
- Авторская позиция и средства ее выражения в комедии “Горе от ума” Создание и существование комедии “Горе от ума” так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А. С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна “всей читающей России”. Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца не понята. Затрагивающая актуальные проблемы своего времени пьеса жива до сих пор. Внешне банальный конфликт с первых сцен […]...
- Средства выразительности в творчестве (Есенин С. А.) Есенин обладал уникальным талантом. Его стихотворения всегда оживали, они были искренними. Не было ничего придуманного или наигранного. Поэт говорил от себя, раскрывал свою душу, даже свои пороки. Как и многие другие автора, Есенин использовал различные средства выразительности. Конечно, это эпитеты и метафоры. Как сам Есенин говорил, что задача поэта “ласкать” и “карябать”. Вот и его […]...
- Разновидность синкретизма малой прозы П. Кулиша В творчестве Пантелеймона Кулиша П. Федченко выделяет несколько жанровых разновидностей малой прозы, преимущественно акцентируя в них содержательный критерий, хотя выделяет и формообразующие признаки. В первую очередь, выделяются рассказы идиллического характера, которым присущи “бесконфликтность, гармоничные отношения героя и с другими людьми, живописность изображаемого фона, показ в идеализированных тонах мирной беззаботной, близкой к природе жизни простых людей, […]...
- В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? Отвечая на поставленный вопрос, в качестве примеров приведите функции повествовательных деталей в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Сравните композиционную роль деталей в “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина, “Портрете” (наделение предметов самостоятельной […]...
- Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану – Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану. Это произведение стало посланием автора своим лицейским друзьям, с которыми ежегодно происходили встречи 19 октября в стенах Лицея. Письмо в стихах является одним из многих посланий, но оно заслужило внимание по причине отсутствия […]...
- Монолог и диалог в вертепной драме П. Кулиша “Иродова морока” Достаточно напряженным является диалог между Иродом и Смертью – это своеобразное противостояние двух антидуховных сил, в котором каждая из сил стремится довести свою значимость: Ирод Аз есьмь богат и славен И мне совсем никто не равен Смерть Безумец! Всего мира я силой нахожусь: С начала века никому я не клонюсь Аз есьмь монархиня, всего мира […]...
- Изображение казацкого рыцарства в романе Пантелеймона Кулиша “Черная рада” Изображение казацкого рыцарства и любви к Украине в романе Пантелеймона Кулиша “Черная рада”. При изучении украинской литературы XIX в. обязательно следует обращаться к первому украинскому историческому роману П. Кулиша “Черная рада”. Это глубокое многопроблемное произведение. Среди поставленных вопросов видное место занимает проблема героизма, душевной чистоты и духовной низости в тяжелые для страны времена. Одна из […]...
- Средства создания героического характера в повести “Маттео Фальконе” Проспер Мериме – один из замечательных французских критических реалистов XIX в., блестящий драматург и мастер художественной прозы. В отличие от своих предшественников – Стендаля и Бальзака Мериме не стал властителем дум целых поколений: воздействие, оказанное им на духовную жизнь Франции, было менее широким и мощным. Однако эстетическое значение его творчества огромно. Созданные им произведения необыкновенны: […]...
- Объяснение названия вертепной драмы П. Кулиша “Иродова морока (Святочное представление на малорусском языке) И опять к вертепу обращаются уже в ХІХ веке украинские писатели, и в частности П. Кулиш. Да, в названии вертепной драмы П. Кулиша “Иродова морока (Святочное представление на малорусском языке)” есть и указание на церковно религиозный характер (“святочного представления”), и символ антидуховности, – (Ирод). Антидуховность торжествует уже с первых страниц пьесы – Ирод вызывающе заявляет: […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Мой любимый композитор (1) Мои родители – большие поклонники классической музыки, они сумели привить любовь к ней и мне. С раннего детства я слышала произведения Моцарта, Баха, Гайдна, Листа, Штрауса, Глинки… Однако любимым моим композитором является Людвиг ван Бетховен – гениальный немецкий музыкант, представитель венской классической школы. По отзывам современников, в “игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались […]...
- Охарактеризуйте антитезу, оксюморон и языковые средства Прямая речь – это дословное воспроизведение чужой речи. При этом сохраняются все ее лексические и грамматические особенности: “Мой дед землю пахал”, – с надменной грубостью отвечал Базаров (И. Тургенев ). В косвенной речи чужая речь передается не дословно, а только с сохранением ее содержания: Базаров с надменной грубостью отвечал, что его дед землю пахал. Как […]...
- “Хижина дяди Тома”: проблемы, образы, художественные средства Отец писательницы, Лиман Бичер, неоднократно скрывал у себя в доме беглецов-негров. Муж писательницы, Стоу, был преподавателем богословия. “Хижина дяди Тома” – широкая картина рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, геройство черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов – все это волнующе ярко изображено […]...
- Описание традиций Козаков в романе П. Кулиша “Черный совет” Большое достояние Кулиша-прозаика – роман “Черный совет”, который Иван Франко назвал “наилучшей исторической повестью в нашей литературе”. Сочинение вышло в 1857 году и сразу же завоевало искреннюю симпатию читателей и высокую оценку критиков. Сюжет “Черного совета” взят из истории. Он основывается на событиях так называемой Руине пор после смерти Богдана Хмельницкого, когда Россию раздирали разные […]...
- Женские образы и средства их воплощения в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” В романе “Тихий Дон” Шолохов создает яркие женские образы. Это и Ильинична, и Аксинья, и Наталья, и Дарья, и Дуняшка. Писатель показывает, что это настоящие казачки, воплотившие в себе лучшие черты, качества нации. Трагическая судьба этих героинь становится обвинением страшному, непостижимому времени начала 20 века. Аксинья Астахова – один из главных женских образов романа. Можно […]...
- Средства создания “недолжного” мира в романе Ж.-П. Сартра “Тошнота” Жан-Поль Сартр (1905-1980) приобрел известность после публикации романа “Тошнота” (1938). До этого времени он изучал и преподавал философию, публиковал первые философские работы – и усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая – феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. В начале 30-х гг. Сартр увлекся […]...
- Художественные средства выражения авторской позиции в драме Шварца “Тень” Драма – особый род художественной словесности. Его основные признаки – это диалогическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные […]...
- Объясните природу смеха и назовите средства комического в произведении Мольера ” Мещанин во дворянстве” Мольер – литературный псевдоним Жана Батиста Поклена, выдающегося французского драматурга и театрального деятеля. Он родился в 1622 году в Париже в семьи буржуа. Отец его был королевским обойщиком, и сын имел Унаследовать эту профессию. Но все было иначе. Жан Батист Мольер стал актером. Его пьесы “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп” навсегда вошли в историю литературы как […]...