Введение в экологию “Наш дом – планета Земля”



Кудашкина Наиля Павловна

МБОУ “Старокувакская СОШ”Лениногорского района РТ

Учитель начальных классов.

Введение в экологию “Наш Дом – планета Земля”

Цель занятия: показать место человека среди живых существ на Земле.

Задачи:

Обучающие:

Расширить представление детей об обитателях Земли;

Показать детям, что человек – очень маленькая часть природы, но, в отличие от других живых существ, обладает разумом и может управлять своими действиями;

Активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе.

Развивающие :

Развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе;

Способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к нашим “меньшим братьям” и ответственность за свои поступки по отношению к ним.

Ход занятия:

Звучит песня “То березка, то рябина”, под музыку показ слайдов о природе.

Учитель в костюме Матушки – природы: Здравствуйте, мои друзья,

Надеюсь к вам пришла не зря!

Ваш

адрес дали мне цветы.

Деревья, травы, лес, кусты.

О вас река мне нажурчала.

Про вас мне солнце рассказало.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об окружающей нас природе. Я думаю, что вы все любите природу? (да) Значит мы с вами единомышленники, и нам будет сегодня легко и приятно общаться.

Ребята, вы знаете, что наступивший 2015 год объявлен в Татарстане годом экологической культуры и охраны окружающей среды. И я пришла, чтобы вас познакомить с наукой экология. Что это за наука такая? ( Выслушиваются ответы детей).

Это слово происходит от слов ОЙКОС – значит дом и ЛОГОС – наука.

Что же у нас получилось? Экология – наука о доме. Наука, изучающая дом.

А что для нас с вами дом? Для человека – дом 4 стены и крыша. Для зверя дом – лес, поле, горы.

Для рыбы дом – река, море, океан. Значит у всего живого свой дом, а для всех вместе – общий дом Земля. У нас над головой общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол – почва.

У нас одна на всех лампа и печка – солнышко. У нас общий водопровод – это реки и моря. И вентилятор у нас тоже один на всех – ветрило-ветер.

Нам только кажется, что наша Земля огромна и необъятна. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа можно облететь вокруг нее на ракете.( на доске макет Земли на ватмане)

Мы речь свою ведем о том,

Что вся земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно:

Где ты живешь, где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Ребятки, я хочу пригласить вас на прогулку по нашему необъятному дому. Принимаете мое приглашение?

А я – матушка природа, буду сопровождать вас в вашем путешествии, цветочками. Я покажу вам. как красива Земля, как гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения. Но мы будем не только гулять, мы будем знакомиться с нашими соседями и наклеивать картинку с их изображением на плакат (демонстрация плаката с Землей). В конце путешествия посмотрим, как преобразится Земля, когда на ней появятся ее живые обитатели и какое место среди них займет человек.

А чтобы путешествие не было слишком утомительным, мы как настоящие путешественники будем делать “привалы”, во время которых положено отдыхать, играть. Мы так и сделаем.

Появляется Петрушка под озорную музыку: Я Петрушка, я Петрушка!

Я веселая игрушка.

Я забавный мальчуган!

Непоседа, хулиган!

Всем приветик! Куда это вы собрались?

Природа : Я всех пригласила к себе в гости. Если хочешь, идем с нами.

Петрушка : Если хочешь! Конечно, хочу!

Природа : Только чур договорились, вести себя в гостях прилично, не баловаться и не хулиганить. Ребята, если вы увидите, что Петрушка делает что-то неправильно – громко хлопайте в ладоши. Хорошо?

Ну тогда в путь!

Физминутка: Мы идем. идем, идем.

Никогда не устаем,

Влево шаг – раз, два.

Вправо шаг – раз, два.

Раз присели, два присели.

На пенечки тихо сели.

Природа: . Закройте глаза. Что вы слышите? ( Звуки леса). Где мы?

Правильно, в лесу.

Но осмотритесь вокруг. Вам здесь нравится? ( показ слайдов с мусором) Почему? Что мы можем сделать?( ответы детей). Давайте уберем весь мусор, а заодно познакомимся с жителями леса.( На мусоре загадки, за отгадку дается картинка с изображением животного, которую приклеивают на макет Земли)

Загадки:

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

(Гриб)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

Угадайте что за птица

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это….

(Сова)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто подойдет,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног.

(Еж)

Дышит и растет, а ходить не может.

(Растение)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Природа: Вот мы и убрали весь мусор. Посмотрите, как в лесу стало красиво!

Петрушка: Да-а-а! Красота! Даже петь хочется! ( Громко поет) Ля-ля-ля!!!

Природа : Ребята, что Петрушка делает неправильно? Почему в лесу нельзя громко петь и кричать? Давайте для таких, как Петрушка установим в нашем лесу знак.

( выбирается знак).

Природа : Продолжим наш путь.

И здесь мы видим бугорок.

А в нем городок.

Летним днем построен он,

И жильцов в нем миллион.

Петрушка ( Увидел муравейник ): А это что за холмик? Интересно, что там внутри?

( берет палочку хочет расшвырять муравейник. Слышит хлопки детей )

– Ну а сейчас то я что делаю не так? Ну подумаешь кучка с тараканами!

Природа: Разорить муравейник не труд,

Но вредители лес весь сожрут.

Запомни, и млад и стар:

Муравей – лесной санитар.

Будь бережлив да зорок.

Мал муравей, да дорог.

Природа: Ребята, помогите Петрушке поставить нужный знак у муравейника.

Отправляемся дальше.

Физминутка: Волны плещут в океане ( изображаем волны)

Что там чудится в тумане?( смотрим, ладошка козырьком)

Это мачты кораблей ( руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей ( машем руками, зовем)

Мы по берегу гуляем. Мореходов поджидаем( ходьба на месте)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок.

Природа: Слышите?( шум моря ) Где мы? Мы на берегу большого водоема.

Что же мы видим?( показ слайдов загрязненных рек). Бедные обитатели рек. морей и океанов. Они тоже нуждаются в нашей с вами помощи.

Петрушка : Вот сейчас я порыбачу ( хочет забросить сеть)

Природа: Что-ты, что-ты Петрушка! Нельзя, знаешь сколько водных обитателей могут запутаться в сети и погибнуть!

Петрушка : Откуда? Я и рыбу видел только в консервных банках. Ребята, а какая рыба живет в наших водоемах?

( Собери рыбку из двух половинок) Рыбку прикрепляют на макет Земли.

Природа : Пусть на земле не умирают реки.

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода!

Петрушка : Ребята, давайте установим у речки, для таких же непутевых рыболовов.

( устанавливается знак)

Природа : Спасибо вам ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Смотрите, как преобразилась наша Земля. Теперь я вижу, что не все люди одинаково относятся к природе.

В нашем Лениногорском районе все любят и заботятся обо мне.

Нефтяники чистят и облагораживают родники. Их у нас больше всех в Татарстане-263 родника с кристально чистой водой.

На территории нашего района создан Государственный заказник “Степной “, которому уже 12 лет. Посмотрите сколько животных, растений в нем удалось сохранить ( Показ слайдов).

Но к сожалению не всем так повезло. В красной книге Татарстана есть черные страницы, на которых исчезнувшие по вине человека животные.( Показ слайдов под песню О. Газманова “Красная книга”)

Природа : Мы сегодня с вами хороши потрудились. У нас получилось замечательное панно “Мы-жители Земли”. Вся Земля заселена жильцами Их очень много. Но кого здесь не хватает?

Правильно – человека.( прикрепляет фигурку человека).Посмотрите, какое скромное место он занимает. Человек – маленькая часть природы, но в отличии от других обитателей природы, он разумный и может управлять своими поступками. Я надеюсь, что вы всегда будете разумными: будете с уважением относиться к нашим соседям по дому.

Давайте будем добры к друг другу!

Петрушка: Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на ветке повилики.

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Природа: Ребята, у вас на партах лежат лучики и капельки. Если вам понравилось наше путешествие и вы захотите рассказать о нем дома, своим друзьям – прикрепите лучик к солнышку. Если нет – капельку к тучке.

Спасибо всем!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Введение в экологию “Наш дом – планета Земля”