Второстепенные персонажи в комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – это своего рода “энциклопедия русской жизни” первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множества второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы современной ему Москвы.
Как замечает О. Миллер, почти все второстепенные лица комедии сводятся к трем типам: “Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники”.
Первым из них в пьесе появляется полковник Скалозуб, “поклонник” Софьи. Это

“Фамусов в армейском мундире”, но, вместе с тем, Сергей Сергеич “гораздо ограниченнее Фамусова”.
Скалозуб обладает характерной внешностью (“трех сажен удалец”), жестами, манерами, речью, в которой множество военных терминов (“дивизия”, “бригадный генерал”, “фельдфебель”, “дистанция”, “шеренга”).
Столь же типичны и черты характера героя. Грибоедов подчеркивает в Скалозубе грубость, невежество, умственную и духовную ограниченность. Отвергая его “потенциальное жениховство” , Софья замечает, что он “слова умного не выговорил сроду”.

Будучи не слишком

образованным, Скалозуб выступает против наук и просвещения, против “новых правил”. “Ученостью меня не обморочишь…”, – уверенно заявляет он Репетилову.

Кроме того, автор подчеркивает в Скалозубе еще одну черту – карьеризм, “грубо выраженную страсть к крестам” (Н. К. Пиксанов). Сергей Сергеич с едва ли осознаваемым цинизмом рассказывает Фамусову о причинах своего продвижения по службе:
Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.
В доме Фамусова Скалозуб – желанный гость: Павел Афанасьевич считает его подходящим женихом для Софьи. Однако Софья, как и Чацкий, далеко не в восторге от “достоинств” Сергея Сергеича. По-своему поддерживает племянницу и старуха Хлестова:
Ух! я точнехонько избавилась от петли;

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трех сажень удалец, –

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?
Наконец, очень метко характеризует Скалозуба Лиза: “И золотой мешок, и метит в генералы”.
Образу Скалозуба присущи элементы комического. На это намекает уже сама фамилия героя. О шутках Скалозуба в комедии говорит Лиза.
И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!
Зачастую комична и речь Сергея Сергеича. Так, о Москве он замечает: “Дистанции огромного размера”, о родстве с Настасьей Николавной – “Мы с нею вместе не служили”, о падении Молчалина с лошади – “Взглянуть, как треснулся он – грудью или вбок?”
Н. К. Пиксанов считал образ Скалозуба недостаточно разработанным, незавершенным. Читателю непонятно, собирается ли Скалозуб жениться на Софье, а также догадался ли он о ее романе с Молчалиным, увидев реакцию Софьи на падение Молчалина с лошади. Однако, несмотря на некоторую незавершенность, образ Скалозуба очень органично вошел в круг действующих лиц, созданных Грибоедовым.
Столь же ярко и живо обрисованы практически все персонажи комедии.
Одними из первых приезжают к Фамусову князь и княгиня Тугоуховские. Они надеются на балу присмотреть богатых женихов для своих дочерей. В поле их зрения неожиданно попадает Чацкий, но, узнав о том, что он не богат, они оставляют его в покое.
Супруги Тугоуховские изображены Грибоедовым сатирически. Князь Тугоуховский (на что указывает уже сама фамилия) почти ничего не слышит. Речь его состоит из отдельных возгласов: “О-хм!”, “И-хм!”. Он беспрекословно исполняет все указания жены.

Этот герой воплощает собой постаревшего Фамусова. Княгиня Тугоуховская отличается достаточно злым нравом, язвительностью. Так, причину высокомерного поведения графини-внучки она видит в ее “несчастной судьбе”: “Зла, в девках целый век, уж бог ее простит”.

Как и все гости Фамусова, княгиня Тугоуховская не видит пользы в просвещении, считает, что науки несут угрозу для общества: “в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: там упражняются в расколах и безверьи профессоры!” Тугоуховские быстро подхватывают сплетню о безумии Чацкого и даже пытаются убедить в этом Репетилова.
Среди гостей Фамусова и графиня Хрюмина с внучкой, которые тоже рады поверить в сумасшествие Чацкого. Графиня-внучка сообщает новость Загорецкому. Графиня-бабушка же, страдая от глухоты, по-своему истолковывает все услышанное.

Она объявляет Александра Андреевича “окаянным вольтерьянцем” и “пусурманом”.
К гостям Фамусова присоединяется и его свояченица, старуха Хлестова. С. А. Фомичев называет эту героиню Фамусовым для женской половины общества. Хлестова – уверенная в себе барыня, неглупая, бывалая, по-своему проницательная. Чего стоит одна только характеристика, данная ей Загорецкому:

Лгунишка он, картежник, вор…

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай бог ему здоровье!
Скептически она настроена и по отношению к Скалозубу, Репетилову. При всем том, Хлестова разделяет мнение гостей Фамусова о науках и просвещении:
И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.
Хлестова здесь имеет в виду ланкастерскую систему обучения, однако для ее возраста и образа жизни эта путаница понятий вполне простительна и очень реалистична. Кроме того, стоит отметить, что в этом высказывании нет той воинственности, которая характерна для речей Фамусова и Скалозуба о просвещении. Скорее, здесь она просто поддерживает разговор.
В сознании Хлестовой человеческие достоинства окружающих неразрывно слиты с их социальным положением, богатством и чинами. Так, она замечает о Чацком: “Был острый человек, имел душ сотни три”. Снисходительно-покровительственны ее интонации в разговорах с Молчалиным.

Однако Хлестова прекрасно понимает “место” Алексея Степаныча и не особо церемонится с ним: “Молчалин, вон чуланчик твой”, – заявляет она, прощаясь.
Как и многие гости Фамусова, Хлестова любит сплетничать: “уж чужих имений мне не знать!”. Она мгновенно подхватывает слух о сумасшествии Чацкого и даже выдвигает свою версию событий: “Чай, пил не по летам”.
Карикатурен в комедии образ Репетилова. Это как раз тип “Фамусова-неудачника”. Это нелепый, безалаберный, глупый и поверхностный человек, посетитель Английского клуба, любитель выпить и покутить, пофилософствовать в шумных компаниях.

Персонаж этот задает в комедии тему “идейной моды”, как бы пародируя общественную линию Чацкого.
Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, “Репетилову… не удалось добиться какого-нибудь действительно служебного проку от женитьбы на дочери влиятельного фон-Клока и вот он ударился в либеральное краснобайничанье…”.
Репетилов пытается увлечь Чацкого “свободомыслием” и обрисовывает ему “тайные собранья” в Английском клубе, где говорят “о Бейроне”, “о матерьях важных”. Репетилов рассказывает Чацкому об “умной молодежи”, в числе которой “истинный гений” Ипполит Удушьев. В этом описании звучит откровенная авторская сатира:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.
Вот что писал об этом образе Пушкин: “…Что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся?”
Репетилов в комедии является своеобразной пародией на Чацкого, это персонаж-двойник, комически снижающий идеи главного героя. Литературные “собратья” Репетилова – Грушницкий из романа Лермонтова “Герой нашего времени”, Ситников из романа Тургенева “Отцы и дети”, Лебезятников из романа Достоевского “Преступление и наказание”.
Среди гостей Фамусова и “ловкий светский человек” Антон Антоныч Загорецкий. Это также тип ” Фамусова-неудачника”. Не сумев получить чинов и званий, он остается мелким мошенником и дамским угодником. Исчерпывающую характеристику ему дает Горич:

Отъявленный мошенник, плут:

Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись, продаст.
К Платону Михайловичу присоединяется и старуха Хлестова: “Лгунишка он, картежник, вор”, – говорит она Софье. Однако все “буйство” Загорецкого ограничивается жизненно-бытовой сферой. В “идейном” же смысле он совершенно “законопослушен”:
…А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налег; ох! басни – смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, Загорецкий – это кандидат в Фамусовы, но обстоятельства его сложились иначе, и он взял себе иную роль – всеобщего прислужника, угодника. Это своего рода Молчалин, необходимый всем.
Загорецкий – отъявленный болтун и лгун. Причем ложь его в комедии практически беспричинна. Он тоже рад поддержать сплетню о Чацком, даже не вспомнив, о ком идет речь: “Его в безумные упрятал дядя-плут… Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили”.

Впрочем, графине Хрюминой он выдвигает уже другую версию: “В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны”.
В гостях у Фамусова и чета Горичей. Горич – старый приятель Чацкого еще со времен военной службы. Пожалуй, это единственный персонаж комедии, написанный Грибоедовым с оттенком сочувствия.

Этого героя, думается, мы не можем причислить ни к одному из типов, описанных ранее (Фамусовы, кадидаты в Фамусовы, Фамусовы-неудачники). Горич – добрый и порядочный человек, который не питает иллюзий по поводу нравов светского общества (вспомним характеристику, которую Горич дает Загорецкому). Это единственный герой, который всерьез сомневается, услышав сплетню о безумии Чацкого.

Однако Платон Михайлович слишком мягок. Он лишен уверенности и убежденности Чацкого, его темперамента, смелости. Подчинившись во всем жене, он стал “здоровьем слаб”, “спокоен и ленив”, от скуки развлекается игрой на флейте. “Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей” – именно этот тип представлен в образе Горича.
Поведение Горича иллюстрирует в комедии тему покорности мужчин своим властным женам. Так же покорен и безгласен князь Тугоуховский “перед своею супругою, этою расторопной маменькой”. Так же робок, тих и скромен Молчалин во время свиданий с Софьей.
Итак, Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины. старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи… – “все это типы, созданные рукою истинного художника; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, пробивающийся из-под них, – гениальная живопись…”. Все эти образы – яркие, запоминающиеся, оригинальные. Герои Грибоедова воплощают собой неспешный “век минувший”, с его жизненными традициями и моральными правилами.

Люди эти боятся новых веяний, не слишком жалуют науки и просвещение, смелость мыслей и суждений. Благодаря этим персонажам, а также внесценическим героям Грибоедов создает широкую панораму русской жизни. “В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Второстепенные персонажи в комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С