“Второй Чаадаев, мой Евгений”
Лучшие года жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию романа в стихах “Евгений Онегин”, вложив в него “плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. В этом произведении среди прочих героев перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи.
Автор создал типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего
С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: “наследник всех своих родных”, “добрый мой приятель”, “второй Чаадаев”. Герой “родился на брегах Невы”, его воспитание и образование в детстве и юности типичны для дворян того времени:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Онегин – “наследник всех своих родных” (хотя отец его разорился),
Но Онегин не просто “молодой повеса”. Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде.
Пушкин называет Онегина петербургским денди, и это создает ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем – от одежды до “блеска ума”, он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью.
Оппозиционность в поведении, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство – вот общие черты поколения 1820-х годов. Так же, как
Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: “…Рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум…” “Светский лев”, далекий от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с “ростом” самого автора. Так, получив типичное для своего времени поверхностное образование (“мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”), Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний.
Он так же, как и автор, стремится “в просвещении стать с веком наравне”. Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812 года. В обществе возрастает интерес к писателям Англии, Франции и Германии.
Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский. Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку:
Гам скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет…
А” С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, – признак глубокого, неравнодушного ума. Именно “резкий, охлажденный ум” героя позволил ему критически оценить людей, общество и жизнь: “Кто жил и мыслил, тот * не может в душе не презирать людей…” Таким образом, в Евгении Онегине Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-е годы XSX века и в котором “выразился прогресс
Русского общества”.