“Всякая любовь – великое счастье”

О рассказе И. А. Бунина “Темные аллеи”

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
Ф. И. Тютчев

Итаю “Темные аллеи” и проникаюсь сладкой завистью к человеку, который оставался влюбленным в жизнь в своем немолодом возрасте. Мне кажется, что написать такие строки, где все пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом – умением любить! От этих рассказов исходит такая мощная энергия, что совершенно забываешь: человеку, писавшему их, было за шестьдесят.

В “Темных аллеях” И. А. Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноименный рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу.

В этой новелле (именно так определяется жанр) действие разворачивается очень быстро, стремясь к развязке, сюжет сжат, в нем нет побочных линий. Несмотря на эти особенности жанра, автору удалось полно раскрыть тему трагической любви людей различных сословий.

Прочитав однажды стихотворение Огарева “Обыкновенная повесть”, И. А. Бунин решает написать рассказ, в котором случайность приводит странствующего офицера на постоялый двор, где он встречает давнюю и некогда брошенную им возлюбленную.

Омпозиционно рассказ состоит из экспозиции и двух частей (в первой части происходит встреча героев, во второй – их прощание). Пейзаж холодной осени, нарисованный автором в экспозиции, настраивает читателя на трагический исход истории любви, о которой пойдет речь в следующей части. На фоне этого “холодного” пейзажа мы видим старика с “белыми усами”, “седыми волосами”, попавшего в теплую горницу хозяйки постоялого двора. Подробно (деталь у Бунина имеет особое значение) автор показывает обстановку в ней: “В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки…” “Как чисто, приятно у тебя”, – сразу замечает Николай Алексеевич.

Так – через деталь – автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.

Писатель также обращает внимание читателя на силу характера Надежды. “Бессердечно” брошенная любимым, она, по-видимому, пережила немало трудностей, но не рассказывает о них, не желая ни сочувствия, ни жалости. Более того, она не только устроила свой быт, но и “все, говорят, богатеет”. Даже мужики с уважением отзываются о ней: “Баба – ума палата”.

Все восхищает Бунина в героине (это чувствуем мы в подтексте), он любуется ею: “Темноволосая… красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу…”

Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. “Все проходит, да не все забывается”, – утверждает она в ответ на слова офицера, который уже успел о многом позабыть: “Все проходит, мой друг… Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит…

Как о воде протекшей будешь вспоминать”. Иная Надежда. Вода эта превращается для нее в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла через всю свою жизнь. “Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело”, – говорит героиня. Вспоминаются строки Ф. И. Тютчева:

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдана любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови.

Огонь обиды и любви ровно пылает в сердце Надежды, но, заметьте, она ни в чем не обвиняет Николая (в этом состоит своеобразие новеллы: в ней нет виноватых). Ярким лучом проходит через всю ее жизнь это огромное страстное чувство, наполняя ее счастьем, пускай даже в одиночестве.

Их любовь родилась в тени аллей, и сам Николай Алексеевич скажет в конце рассказа: “Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!” Но… у Бунина любовь не бывает долгой. Она, как “легкое дыханье”, посещает героев и исчезает в тот же миг, являясь лишь в “минуты роковые”. Хрупкая и непрочная, она обречена на гибель: Николай Алексеевич бросает Надежду, и сейчас, встретившись много лет спустя, они вынуждены вновь расстаться.

Короткая, ослепительная вспышка чувства, до дна озарившая их души, приводит героев к страданиям. Мучается не только Надежда, но и Николай. Автор обращает внимание на его душевное состояние: “краснея сквозь седину, стал говорить”, “покраснел до слез”, “болезненно усмехнулся”.

В заключительной части, когда герои прощаются, Николай Алексеевич понимает, какие же минуты его жизни были главными. Бунин не случайно вводит здесь образ солнца “низкого”, “бледного”, символизирующего потухшие, угасшие чувства офицера, скудно озаряющие “пустые поля” его жизни, в которой так и не нашлось места счастью: жена “изменила”, “бросила”; сын “вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести”. Любовь обернулась трагедией, но иначе у Бунина быть не могло, потому что для него это прекрасное чувство не может существовать в браке, семье.

Бунинские герои обречены на страдание, ибо “легкое дыханье”, разлившееся в воздухе, всегда сменяется теплым выдохом разлуки.

Написанный в эмиграции, рассказ и не мог иметь счастливого конца. Читая его, ощущаешь катастрофичность бытия, которую чувствовал писатель, живший вдали от любимой России. Все же произведение не оставляет тягостного впечатления, так как Надежда и Николай любят друг друга, а, по Бунину, “всякая любовь – великое счастье…” Одного ее короткого мига достаточно, чтоб осветить всю жизнь героев.

В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством, у каждой влюбленной пары есть свои темные аллеи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Всякая любовь – великое счастье”