Всероссийская олимпиада по литературе-2008
Взгляд участника
31 марта – 5 апреля, 260 состязающихся, 3 тура, 3 победителя, 40 призеров, 44 номинанта… Так говорят цифры, и об этом стоило бы писать: об участниках (какие все молодцы и юные дарования), об организаторах и организации… Но почему-то, когда говоришь о любимом деле, о людях, которые им занимаются вместе с тобой, официальное уходит на второй план…
Организация и “развлекательные мероприятия” олимпиады в Елабуге еще раз показали, что, к сожалению, настоящую ценность для большинства участников олимпиады и для организаторов
По-настоящему умные, открытые
В системе заданий в этом году ничего принципиально нового не было: первый тур – комплексный анализ эпического произведения малой формы, второй тур – сопоставительный анализ стихотворений, третий тур – атрибутация цитат, статья для словаря литературных терминов, историко-культурный комментарий, характеристика художественного своеобразия стихотворения, эссе и вопросы на знание биографий писателей-юбиляров. Однако порадовала в заданиях творческая составляющая, необходимость применить имеющиеся знания в оригинальной ситуации ( Рассказ А. Н. Островского у 10-го класса, рассказ Набокова “Случайность” с главным героем по фамилии Лужин – у 11-го класса), по-новому взглянуть на знакомый материал (сопоставление стихотворений Блока и Рубцова), расширить представления о единстве литературы, культуры, истории (историко-культурный комментарий в третьем туре, множество напрашивающихся интертекстуальных аналогий в рассказе Набокова и стихотворении Рубцова, “интертекстуальная” природа второго тура). Точки зрения не сталкиваются, а дополняют друг друга, и это, а также командный режим подготовки, делает мир филологии живым.
Тем не менее задания третьего тура вызывают некоторые вопросы.
Так, например, имеет ли отношение к литературоведению задание по атрибутированию цитат? Если филология – это Наука понимания, то при чем здесь умение соотносить далеко не самые важные отрывки текстов с автором и названием?
Несмотря на сложности в организации, на вопросы, которые хотелось бы задать, и недоумения, которые хотелось бы высказать оргкомитету, несмотря на розданные только на третий день бэйджики и грубоватость дежурных по аудиториям, несмотря на странные развлекательные мероприятия и порой скучные экскурсии, понятно (и приятно) главное. Остается альтернатива вступительным испытаниям, становящимся учебной задачей со своей Схемой решения. Эта альтернатива – задача творческая, и дело здесь именно в отсутствии готового, единого решения. Ведь все-таки филология учит свободе.
Ведь все-таки “не оставлена свобода, чья дочь – словесность”.
И неважно, что нельзя заканчивать сочинение цитатой!