Все события трехдневных скитаний Мцыри
Ни одна минута вольной жизни не была у юноши спокойной, и каждое действие рождало у него новые чувства и настроения. Бегство во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”, общение с природой принесло радость (ему “было весело вдохнуть. . . ночную свежесть тех лесов”), в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!.. “Что делал я на воле?
Жил”. Жить для него – значит находиться
Раньше говорилось о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был смелый и гордый юноша, одержимый “пламенной страстью” – любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе? Обычно сложно дать исчерпывающий ответ на
Он помнит “блеск оправленных нож он кинжалов длинных”, “кольчуги звон и блеск ружья”, Любовь к родине слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре Мцыри лишь томился желанием свободы, то на воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Он говорит монаху:
…за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я рай и вечность променял
Эти слова Мцыри могут показаться обычными. Но какая смелость, какой вызов церковной морали с ее лицемерным “небесным счастьем” звучали в этих словах в те годы, когда поэма была написана! Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Гроза внушает ему не ужас, а наслаждение; страх не сжимает его души, когда он видит змею и слышит крик шакала;’ он не боится сорваться с обрыва, потому что –
…юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна!
Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней особенно ярко раскрываются в битве с барсом. В этой схватке Мцыри забывает обо всем, подчиняясь лишь одному стремлению – выжить,, победить! Смертельная опасность рождает у него не страх, а мужество”, “и он “пламе-6 неет”, упивается борьбой. В описании боя Мцыри с барсом много условного, что отчасти можно объяснить связью эпизода с традициями грузинского фольклора, использованными Лермонтовым, отчасти – романтической природой поэмы.
Условен, “романтичен” барс – “пустыни вечный гость”. Все признаки, нарисованные в нем, могут быть общими и для любого другого хищника. Они не рождают представления о единичном образе, а вызывают в воображении яркий образ хищника вообще, с “кровавым взором”, “бешеным скачком”, “грозно” блестящими зрачками. Характерно, что все эпитеты, рисующие барса, носят эмоциональный характер.
Битва с грозным хищником тоже “романтическая”: человек, вооруженный суком, побеждает кровавого зверя,- но в ней есть подлинная правда искусства, и читатель верит в победу Мцыри. Пламенный характер героя раскрывается здесь в действии, сжигавшая его жажда борьбы находит выход, и мы видим, что юноша не только в мечтах готов к жизни, “полной тревог”. Бой с барсом дает Мцыри возможность убедиться, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Мцыри – смелый борец, побеждающий в открытой схватке, у него нет презрения к врагу или злорадства; напротив, мужество противника вызывает его уважение, рождающее прекрасные слова о барсе:
Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!. .
“Пламенная страсть” Мцыри – любовь к родине – (делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробраться через лес ради цели – “пройти в родимую страну”. Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянии Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.
Верь мне, помощи людской Я не желал… Я был чужой Для них навек, как зверь степной; И если б хоть минутный крик Мне изменил – клянусь, старик, Я б вырвал слабый мой язык.
Мцыри вынослив. В монастыре, испытывая мучительный недуг, он не издавал ни единого стона. В скитаниях, где ему пришлось многое испытать, эта выносливость проявилась с новой силой.
Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, “собрав остаток сил”, вковь пытается выйти из лесу. Надо понять Мцыри как мужественного, бесстрашного, сильного и гордого героя. Созданию такого образа подчинена форма поэмы и стих ее.
Она написана четырехстопным ямбом, своеобразно звучащим. Учащиеся знакомы с романом Пушкина “Евгений Онегин”. Поэтому можно провести сравнение стиха в тон и другом произведениях, чтоб показать, что при одинаковом размере стих может звучать совершенно различно в зависимости от ритма. Если в романе “Евгений Онегин” ученики наблюдали богатство ритмов, связанное с изображением разных картин и сторон жизни, то в “Мцыри” школьники увидят единство ритмического строя.
От начала и до конца (кроме “Песни рыбки”) поэма звучит одинаково энергично, чуть отрывисто. Стих оказывается упругим, во-первых, из-за редких пропусков ударений в стихотворных строчках и, во-вторых, из-за мужских рифм. “Способ рифмовки в “Мцыри” не подчиняется той строгой системе, какая видна в романе “Евгений Онегин”, количество стихотворных строк в строфах не стабильно, но тем не менее поэма кажется удивительно стройной и цельной именно благодаря одинаковому ритму и мужской рифмовке.
Такое единство стихового строя хорошо передает сосредоточенность и страстность характера героя, одушевленного одним стремлением. В. Г. Белинский в статье “Стихотворения М. Лермонтова” писал: “Этот четырехстопный ямб с одними мужескими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы”.