Все о выпускном сочинении 2015 года
Сочинение – пропуск к сдаче ЕГЭ
Без успешной сдачи сочинения выпускник не будет допущен к экзаменам.
На настоящий момент общая концепция сочинения такова:
– К началу учебного года опубликуют 5 открытых направлений тем итогового сочинения.
– Каждое направление будет содержать набор закрытых тем, которые будут опубликованы в день написания сочинения. Одна тема для каждого часового пояса.
На данный момент ведутся обсуждения по следующим направлениям:
Юбилей М. Ю. Лермонтова
Будущее России и мира в произведениях
Литература и власть
Вопросы, заданные человечеству войной
Быть гражданином
Милосердие и справедливость
Путешествия и открытия
Человек и/или техника
Виртуальность в. нашей жизни
Красота науки
Содержание направлений
Юбилей М. Ю. Лермонтова
“Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…”
Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова
“А что такое счастие?” Тема любви в произведении М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Имя Лермонтова на карте России
“Лермонтов и Кавказ”,
“…Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;…
Я думал: жалкий человек
Согласны ли вы с утверждением Печорина: “”Один из друзей всегда раб другого…” ?
“В наш век все чувства лишь на срок”. Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
Что в имени тебе моем?
“Большое видится на расстоянье”. Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова “Валерик”
Будущее России и мира в произведениях русской литературы
Роман Е. Замятина “Мы” – это роман – предупреждение?
Предсказания писателей, которые сбылись
Будущее России в пьесе А. Чехова “Вишневый сад” и повести А. Платонова “Котлован”
Литература и власть
Проблема власти и “маленького человека” в литературе от А. С. Пушкина до А. И. Солженицына.
“Поэт в России – больше, чем поэт.” Е. Евтушенко.
“Рукописи не горят”
Цензура и свобода
Нет литературы, нет власти
Вопросы, заданные человечеству войной
Между жизнью и смертью
Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне
Дети и война
891 день мужества ленинградцев
Мемориал – памятник с особым значением
“По ком звонит колокол”
Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
Значение войн для государства и для человека
Быть гражданином
Права и обязанности – стены и мосты в человеческой жизни
Для человека национальность-и не заслуга, и не вина. Если в стране утверждают иначе, значит, несчастна эта страна. Р. Рождественский.
Возможна ли абсолютная свобода в обществе?
“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” Н. А. Некрасов. Так ли это?
“Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству”. Белинский В. Г.
Милосердие и справедливость
“Добрый человек” на страницах романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” и в окужающем меня мире
Добро должно быть с кулаками?
У каждого своя правда: относительность критериев справедливости
Fiat iustitia, et pereat mundus! – “пусть погибнет мир, но восторжествует правосудие!” Согласны ли вы с этим?
Раскройте мысль “Люди ищущие справедливости особенно опасны, справедливость не имеет никакого отношения к гуманности и милосердию”.
Путешествия и открытия
Всегда ли открытия, сделанные во время путешествия, приносят радость людям?
Жанр путешествия в русской литературе
“Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как путешествия”. Шарлиз Терон
Что открывают путешественники сегодня?
В чем актуальность книги А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” сегодня?
Человек и/или техника
Мир людей глазами мобильного устройства
“Живая” книга или Интернет!
Техника и человек в творчестве А. Платонова в произведениях русских писателей.
Человек и космос
Плюсы и минусы бессмертия. “Бессмертная душа” Станислава Лема
Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика
Виртуальность в. нашей жизни
Виртуальный мир интернет – прогресс или современная “обломовщина”
Мыслю – следовательно, существую?
Изображение события в современном СМИ: факты, эффекты и выводы
Быть или казаться?
“Футурологический конгресс” Станислава Лема
Красота науки
Проблема ответственности ученого за свои открытия
” И на Марсе будут яблони цвести…”
Наука, которую мы выбираем – выбор будущей профессии
Есть ли место творчеству и фантазии в науке?
Самое красивое открытие
Автомобиль как образец современного искусства
Сами темы никому не будут доступны до экзамена.
– Проходить экзамен будет в декабре. Для не справившихся с сочинением пересдача в феврале.
– Проверять работы будут школьные учителя.
– Оценка – зачет/незачет.
– Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии чистые, без проверки учителями. .
– Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учета результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приемной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.
Критерии оценивания сочинения:
Что касается объема итогового сочинения, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов внес предложение в этом году не ограничивать его жесткими рамками, а установить ориентировочный минимум слов в письменной работе, необходимый для положительного оценивания работы вкупе с другими критериями, – говорится в сообщении пресс-службы министерства. Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.
Во время экзамена, возможно, разрешат пользоваться литературой.
Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400.
Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
1. Глубина раскрытия темы содержательный критерий.
Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения
2 балла
Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения
1 балл
Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не дает ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует
0 баллов
2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры
Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует. текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры интерпретирует, анализирует, комментирует их. . Фактические ошибки и неточности отсутствуют
2 балла
Обучающийся показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала
1 балл
Обучающийся показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок
0 баллов
3. Культурологическая и/или филологическая компетентность
Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа
1 балл
Обучающийся не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения
0 баллов
4. Композиционная цельность и логичность изложения
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается
1 балл
В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения
0 баллов
5. Следование нормам речи
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок2 балла
Допущены 3 – 4 речевые ошибки1 балл
Допущено 5 и более речевых ошибок0 баллов
Максимальный балл9 баллов
Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.
3. Ученики с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могут писать не сочинение, а изложение.