“Время колокольчиков”: литературная история символа
Стихотворение Александра Башлачева “Время колокольчиков” давно уже сделалось своеобразной “визитной карточкой” русской рок-поэзии 1980-х годов.
Долго шли – зноем и морозами.
Все снесли – и остались вольными.
Жрали снег с кашею березовой.
И росли вровень с колокольнями.
Если плач – не жалели соли мы.
Если пир – сахарного пряника.
Звонари черными мозолями
Рвали нерв медного динамика.
Но с каждым днем времена меняются.
Купола растеряли золото.
Звонари по миру слоняются.
Колокола сбиты
Что ж теперь ходим круг да около
На своем поле – как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит, здесь – время колокольчиков.
Зазвенит сердце под рубашкою,
Второпях – врассыпную вороны.
Эй! Выводи коренных с пристяжкою,
И рванем на четыре стороны.
Но сколько лет лошади не кованы.
Ни одно колесо не мазано.
Плетки нет. Седла разворованы.
И давно все узлы развязаны.
А на дожде – все дороги радугой!
Быть беде. Нынче нам до смеха ли?
Но если есть колокольчик под дугой,
Значит,
Загремим, засвистим, защелкаем!
Проберет до костей, до кончиков!
Эй, братва! Чуете печенками
Грозный смех русских колокольчиков?
Век жуем матюги с молитвами,
Век живем – хоть шары нам выколи.
Спим да пьем сутками и литрами.
Не поем. Петь уже отвыкли.
Долго ждем. Все ходили грязные,
Оттого сделались похожие.
А под дождем оказались разные.
Большинство – честные, хорошие.
И пусть разбит батюшка
Царь-колокол –
Мы пришли с черными гитарами.
Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл
Околдовали нас первыми ударами.
И в груди – искры электричества.
Шапки в снег – и рваните звонче-ка.
Свистопляс! Славное язычество!
Я люблю время колокольчиков!
Related posts:
- Чувства, переданные поэзией П. Тычины “Хор лесных колокольчиков” Одним из лучших стихотворений Павла Тычины для детей является стихотворение “Хор лесных колокольчиков. Эта поэзия отличается своей мелодичностью, музыкальностью. Каждая строчка передает большую любовь поэта к природе, его увлечение украинскими пейзажами. Лесные колокольчики поют прекрасную песню весны. Они славят новый день и встречают его звоном. Они любят солнце, светлую тень, роскошные сны и уютные рощи. […]...
- Литературная история романа Добыча (Золя Эмиль) Подготовительные рукописные материалы к роману “Добыча” не отличаются характерной для Золя организованностью. В первые годы работы над серией “Ругон-Маккары” (“Добыча” – второй роман серии) он еще не прибегал к установленной им стандартной классификации своих рукописных материалов, которая позволила писателю вести методично громадную литературную работу в течение тридцати лет. Разнообразные материалы к роману естественно группируются вокруг […]...
- Новый год и литературная история Когда впервые начали праздновать Новый год? Чтобы дать ответ на этот вопрос, отмотаем время на пару десятков веков назад. Ученые считают, что впервые отмечать начало года стали в Месопотамии, где еще в IV веке до н. э. возникла цивилизация. Празднование Нового года происходило в марте, поскольку именно тогда начинались работы в поле, а март называли […]...
- Человек и время (история в стихотворении “Левый марш”) Когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше? В. Маяковский Богатую глубокими мыслями и разнообразными чувствами лирику Маяковского можно сравнить с большим симфоническим оркестром, смело и достаточно громко исполняющим произведения. Любая поэтическая тема была поэту интересна, звучала ярко и отчетливо. Автор живет в сложное, переломное время, оттого его лирика окрашена политической тематикой. Стихи В. […]...
- Проблема символа в поэзии Пушкина Образы-символы органически входили в поэтику пушкинского реализма и блистательно раскрывали глубокое содержание таких произведений, как “Медный всадник”, “Сказка о золотом петушке”, “Капитанская дочка” и последний (каменноостровский) цикл лирических стихотворений 1836 года. До последнего времени эти и другие произведения анализировались и изучались без учета того, что они построены на системе образов-символов. Происходило это по вине теории, […]...
- Главенствующая роль символа в стихотворениях француских символистов (по творчеству П. Верлена и С. Малларме) Здесь нет цветов, одни оттенки… П. Верлен В конце XIX – начале XX веков во Франции большую популярность приобрел символизм, начало которому было положено творчеством Ш. Бодлера и его последователей. Основными чертами творчества символистов являлось обозначение “вещей в себе” и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем […]...
- Шолохов “Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей” Вот и пришло время, которое определяется словами на пороге взрослой жизни. Какая она будет, моя взрослая жизнь. Какие трудности и препятствия встретятся на путиСмогу ли я выстоять, победить, остаться человеком. Думаю, что эти вопросы стоят перед каждым из моих сверстников. Большую роль в их решении играет наша великая литература, которую Н. Бердяев не зря назвал […]...
- “Время жить и время умирать” краткое содержание Апрель. В русской деревне стоят немецкие солдаты. Тает снег, трупы убитых зимой выглядывают из грязи, смешанной с водой. Роте доставляют четверых русских партизан: на рассвете немцы должны их расстрелять. Среди них есть молодая женщина. Штейнбреннер – белокурый 19-летний юноша с лицом готического ангела, нацист на все двести, – хочет изнасиловать ее, но ему это не […]...
- Любимое время год – зима Кто-то любит лето, кто-то без ума от весны, а мне нравится зима. Это потому, что я люблю хоккей и биатлон. Заниматься всерьез этими видами спорта в теплые времена года невозможно. Но спорт настолько важен для меня, что я даже летом нахожу возможность тренироваться: занимаюсь хоккеем на траве, стрельбой, тренируюсь на специальных тренажерах, имитирующих ходьбу на […]...
- Тема урока: Рабочее время и время отдыха Вид урока : изучение нового материала. Цели урока : 1) образовательные: Повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие, участников трудовых правоотношений); Изучить понятия рабочее время и время отдыха; 2) воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам права; 3) развивающие: развитие речи, внимания, памяти, логического Мышления и творческого воображения, развитие умения Анализировать полученную информацию, сравнивать объекты по […]...
- Литературная репутация Боброва В начале XIX века литературная репутация Боброва очень высока: журналы разных направлений ищут его сотрудничества; он не раз причисляется к ряду крупнейших поэтов современной России. Однако уже к концу десятилетия положение меняется: Бобров начинает рассматриваться как невразумительный, темный и нелепый автор. Затем – с 1810-х годов и вплоть до XX века – он расценивается уже […]...
- Время природное и время историческое в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” Время природное и время историческое в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” Причины связанные с особым положением, которое занимало казачество в русской истории. Первое летописное упоминание казаков относится к 1549 году: беглые, а то и просто вольные мужики собирались в дружины, селились, как правило, на окраинных землях Руси, жили набегами на сопредельные земли, собирали дань […]...
- Конспект урока русского языка в 7 классе. Время глагола. Прошедшее время Конспект урока русского языка для 7 класса на тему “Время глагола. Прошедшее время “. Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна Место работы: Новоселовская общеобразовательная школа Описание работы: данный урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении темы “Время глагола ” и направлен на привитие интереса учащихся при изучении данной темы Цели: Углубить и расширить знания о временах […]...
- Литературная деятельность графа де Торенои герцога де Фриаса Совершенно иной характер представляют нам как самая личность, так и вся деятельность графа де Торено: это истый аристократ до мозга костей, утонченно изящный в каждом движении, склонный к сибаритству, привыкший окружать себя грандиозной роскошью во всех мелочах домашней обстановки, охотно посещающий великосветские салоны, большой любитель дамского общества, – но вместе с тем и ученый историк, […]...
- Почему дети так рано повзрослели во время войны? По тексту Э. Шима Часто мне вспоминается время, когда нас, школьников, увезли из осажденного (ЕГЭ по русскому) Текст Эдуарда Шима заставляет задуматься над проблемой детей войны. Мирному населению в грозные годы довелось пережить голод, тяготы и лишения. Но именно с малолетними война обошлась жесточайшим образом, лишив их даже маленьких радостей детства. На долю детей войны лег тяжкий груз ответственности, им приходилось заниматься домашними хозяйством, трудиться в поле или на производстве. Вспоминая собственное […]...
- Английская литературная школа свободного обмена Восстановление в Англии хлебных законов, политические успехи Кобдена, торговые трактаты 1860 г. во Франции, все это вместе произвело крайнее возбуждение умов в одной части испанской молодежи. Между студентами математического и юридического факультетов образовалась целая партия; со всею горячностью, со всем легкомыслием юности, она приняла за догматы абсолютные теории свободного обмена, установленные манчестерской школой, и сочла […]...
- “Литературная учеба” Мы уже напоминали нашим читателям о существовании замечательного журнала “Литературная учеба” , писали о его изданиях (2006. № 1). Основанный в 1930 году А. М. Горьким в помощь начинающим писателям, он имеет достаточно замысловатую историю, в которой, впрочем, немало славных страниц. В последнее время редакция определяла “ЛУ” как “литературно-философский журнал”. Ныне редакция обновилась, обновилось, а […]...
- Свободное время – это прекрасное время Свободное время – это то время, когда человек отдыхает от основного занятия в день, неделю, месяц. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники – от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором, другой занимается самообразованием, третий путешествует. Но все они отдыхают. А давай те предположим, что у […]...
- Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова К. М. Симонов (1915 – 1979). Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова была разнообразной. Он писал повести и романы, публицистику и пьесы, киносценарии и литературоведческие исследования. Однако начинал Симонов со стихов, и долгое время в сознании читателя он был прежде всего поэтом. То, что произошло с его стихами в годы Великой Отечественной войны, – редкий случай […]...
- Время разбрасывать камни и время их собирать Сочинение размышление по роману А. Камю “Чума”. Роман Альберта Камю “Чума” является вершиной творчества писателя. В нем воплотилось все, что пережил и осмыслил автор в года суровых испытаний. “Чума” – хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирском побережье Средиземного моря. Автор дает детальное описание возникновения и распространение эпидемии чумы в городе. […]...
- Литературная деятельность Писарева “Низвержение… династии Романовых и изменение политического и общественного строя,- писал он – составляют единственную цель и надежду всех честных граждан. Чтобы при теперешнем положении дел не желать революции, надо быть или совершенно ограниченным, или совершенно подкупленным в пользу царствующего зла… На стороне правительства стоят только негодяи, деньгами, которые обманом и насилием выжимаются из бедного народа. […]...
- Литературная карьера Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. в поместье своего отца недалеко от Иваново-Вознесенска – “русского Манчестера”. Он считал, что его семья – выходцы из Шотландии. Сначала Бальмонта по политическим мотивам исключили из гимназии, потом из Московского университета. Все-таки ему удалось получить диплом юриста в Ярославле. Там в 1890 г. он напечатал первую книгу стихов […]...
- Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) остался в истории европейской культуры благодаря двум заслугам, которые невозможно переоценить: поэтической реформе и созданию гуманизма. Именно он заложил основы нового типа культуры и – тем самым – новой исторической эпохи. Петрарка писал на двух языках – на латыни и на итальянском. Лучшим своим произведением он считал латинскую поэму “Африка”, но […]...
- Время и пространство в стихотворении Б. Л. Пастернака “Снег идет” К рассмотрению художественного произведения можно подойти с разных сторон. Цель этой работы – не анализ стихотворения “от первого слова до последнего” (Ю. Лотман) и не методические рекомендации по работе над художественным текстом. Одна из форм творческой работы учащихся на уроках литературы – самостоятельное постижение художественного произведения. В 11-м классе после обзорного изучения лирики Б. Л. […]...
- Идейно-литературная борьба в начале XIX века Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806-1807 гг. “шишковисты” организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный характер. С 1811 г. начинает существование “Беседа любителей русского слова”, пользовавшаяся “высочайшим покровительством”. Новое общество, построенное по образцу казенного […]...
- Литературная слава “Россияды” М. М. Хераскова Творчество М. М. Хераскова, одного из учеников Сумарокова, обширно и разнообразно. Он выступает и как продолжатель традиции классицизма, и как один из зачинателей русского сентиментализма. Как классицист он писал оды, трагедии, басни, поэмы. Как сентименталист – слезную драму “Друг несчастных” и ряд других произведений. Кроме того, ему принадлежит несколько политико-философских романов: “Нума, или Процветающий Рим”, […]...
- Литературная деятельность Ивана Франко Иван Яковлевич Франко родился 27 августа 1856 г. в подгорном выселке Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца. Учился он в сельской школе, сначала в Нагуевичах, а затем в Ясенице Сильной, в Губичах; с 1864 по 1867 год – в Дрогобычской школе Василиян, а дальше в гимназии, которую закончил 1875г. Его отец, Яков Иванович, умер, […]...
- Литературная игра по роману А. С. Пушкина “Дубровский” Цели урока: Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом; Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; Воспитательный аспект: […]...
- Литературная премия и Альфред Нобель Альфред Нобель жестоко подшутил над восемнадцатью членами тихой, захолустной Шведской академии языка и литературы, отдав на ее суд всю мировую литературу. Храбрость тогдашних академиков была почти безрассудной – глаза боялись, а руки делали. Начальный период существования премии был катастрофичен: из 10 первых лауреатов в живой литературе остался, пожалуй, только Киплинг, прочие же довольно быстро перекочевали […]...
- Бен Г. Е. Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) Бен Г. Е.: Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) “Источник: Литература Просвещения)- нач. 19 вв.). Термин “П.” впервые ввел Д. Морне в “Обзоре истории французской литературы” (1909) и в исследовании “Романтизм во Франции в 18 в.” (1912). В отличие от лит-ры Просвещения, к-рая апеллировала к разуму как средству самоусовершенствования личности и общества, для П. характерно обращение к […]...
- Литературная жизнь в эпоху Августа Эпоха Августа – период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались образцами. Эти произведения – результат многовекового развития римской культуры, но в то же самое время они выражают те идейные течения, какие характерны для эпохи Августа. Ко времени правления […]...
- Просвещение и передовая русская литературная мысль Тем не менее, открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли политическую заостренность. Публичное порицание крепостнических порядков свидетельствовало о глубоких изменениях, которые происходили в недрах феодального общества, оповещали о начинавшемся его разложении. Конечно, передовые люди России 60-х годов XVIII в. не могли предвосхитить будущее и их требования по […]...
- Литературная критика о романе “Берег” Юрия Бондарева “Берег” Юрия Бондарева можно по праву назвать романом вопросов. Оценивая достоинства и недостатки романа, никак нельзя сбрасывать со счетов эту его особенность. Иначе мы рискуем уподобиться Самсонову, во всем добивающемуся аксиом выпрямленности и окончательности. А этой крайности, как можно судить по приводившимся выдержкам, избежала даже буржуазная пресса, которая в демагогических целях могла бы развить аргументы […]...
- Изложение на тему: Литературная сказка “Снежная королева” Что такое литературная сказка? Литературная сказка – авторское художественное произведение, в основе которого лежит выдуманная история, которая объединяет элементы действительности и фантастики. Среди литературных сказок есть авторские сказки, выдуманные писателями, и есть такие, что созданные на основе фольклора, т. е. авторы используют заимствованные сюжеты и героев. В чем Герда помогла маленькой разбойнице? Маленькая разбойница была […]...
- Поэма как устойчивая литературная форма в свете исторической поэтики После фундаментальных и ставших уже классикой трудов В. М. Жирмунского и Ю. В. Манна, а также небольшой, но весьма содержательной работы Л. С. Мелиховой и В. Н. Турбина, жанровая модель неканонической (лиро-эпической, “романтической”, “байронической”) поэмы может считаться – в плане историко-литературном – более или менее проясненной. С другой стороны, исследования в области канонической эпической поэмы […]...
- Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись “Мертвых душ” Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев сближения критика с писателем. В 1847 […]...
- Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы Тема школы, традиционная для немецкой литературы,- одна из сквозных тем романа. Старая школа – исходная точка пути героя, новая – знак коренного поворота в его жизни, связанного с поворотом истории. С первых же послевоенных дней литература на востоке Германии обратилась к проблемам строительства новой жизни, воспитания нового человека. Ее путь отмечен все более глубоким проникновением […]...
- Литературная премия “Дебют” в 2009 году: старт дан! Независимая литературная премия “Дебют”, учрежденная в 2000 году Гуманитарным фондом Андрея Скоча “Поколение”, предназначена для поддержки литераторов не старше 25 лет, пишущих на русском языке. Авторы идеи создания “Дебюта” – президент Гуманитарного фонда “Поколение”, депутат Государственной Думы РФ Андрей Скоч и писатель, член Общественной палаты РФ Дмитрий Липскеров. За десять лет своего существования премия вошла […]...
- История создания романа “По ком звонит колокол” Испанская тема вдохновила и многих поэтов разных стран. Боевые гражданственные стихотворения об Испании создавали Поль Элюар, Эрих Вайнерт, Пабло Неруда, Николас Гильен и другие. Подобно документальной публицистике, поэзия, часто романтически приподнятая, вооружала и мобилизовала парод на борьбу, непосредственно откликаясь на потребность момента, выполняла агитационную функцию. Теми же качествами отмечена революционная драматургия Брехта, Чапека, Нурдаля Грига. […]...
- Литературная судьба А. А. Фета Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встречены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непосредственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в […]...