Временные рамки романа Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”

Доминанта внутренней структуры произведения. Доминантный признак эпического мышления Афанасия Мирного – романный способ создания художественной реальности – характеризует новаторский подход к художественному изображению в украинской литературе второй половины XIX ст. Объективная манера художественного рассказа стала средством построения образного мира как системы, что саморазвивается по внутренним законам. Реалистическое изображение целостного предметного мира включает взаимодействие личностей, которые формируются на основе

взаимосвязей с окружением, в процессе сосуществования разных субъектов сознания.

Это наглядно воплощается через эпическое многоголосие. В ходе познания законов всеобщей связи явлений, т. е. поисков внутренней логики жизни в одно целое объединяются разные временно-пространственные структуры, которые, на первый взгляд, могут и не иметь очевидной связи. Признаки романного типа мировоззрения в пору реализма в украинской литературе являются критериями различения двух больших эпических жанров (повести и романа), которые хронологически сосуществовали.

Тот факт, что Афанасий Мирный и во время зарождения

неоромантичных тенденций в украинской литературе остается, в сущности, реалистом с присущей ему манерой создания целостного предметного мира, свидетельствует о постоянстве художественного мировоззрения, доминирование внутренней организации творческой индивидуальности над влиянием объективных условий. Абсолютно закономерными в украинской литературы второй половины XIX ст. есть объединения в романе Афанасия Мирного и Ивана Билика “Разве ревут волы, как ясли полные?” действий внешней и действий внутренней, психического переживания и действия-поступка в их непосредственной репрезентации. Именно поэтому безупречная на уровне художественного приема ретроспекция романа в художественном своем воплощении выдает в авторе эпика, которому нужна широта и панорамность действительности, включение человека в социум, который существенным образом и существенно предопределяет его жизнь. Поэтому отсутствие в определенной мере психологической пластичности ретроспекции снимается тем, что она, в сущности, принадлежит не герою, а автору, именно его эпический взгляд она выясняет, одновременно предоставляя художественной ситуации психологичности.

Итак, можно сказать, что роман “Разве ревут волы, как ясли полные?” закладывает основания собственно психологической прозы, в нем нашли воплощение и художественное согласование на уровне временно-пространственной организации две противоречивые тенденции – утверждение эпического и его разрушение через усиление психологического анализа. Причем обе эти тенденции заявленные и выявленные достаточно последовательно и полно.

Пространство и временные трансформации в романе Афанасия Мирного – не хаотичное перемещение точек наблюдения рассказчика, а соответствующее размещение картин, которые подчиняются авторскому замыслу и внутренней художественный логике. Изображение мира как процесса изменения причинно-следственных ситуаций предусматривает совмещение в одном моменте прошлого как предпосылки настоящего, и прогнозирование будущего, ведь внутренняя временная организация романа подчиняется авторской концепции, а не реальному временному процессу, поэтому закономерными есть временное смещение. Переплетение разновременных плоскостей – признак романного мышления Афанасия Мирного.

Так как художественной задачам он видел не только изобразить жизнь как процесс формирования личности и ее взаимодействие с окружением, а отыскать причину определенных коллизий в самом человеке, его внутреннем миру. Исследование поведения персонажа в разнообразнейших ситуациях, а также попытки отыскать ту границу, где поднимается гармоническое сосуществование человека и окружающей среды, предопределяют последовательность в изображении психологических изменений. Романное мышление Афанасия Мирного разрешает автору в разнообразии жизненных ходов увидеть глубинные связи и вывести картину закономерных изменений в процессе бытия.

Роман “Разве ревут волы, как ясли полные?” многопроблемный и панорамный. В нем сконцентрированы болевые для украинцев вопросы и об уничтожении исторической памяти (“без памяти о самих себя”), и о гнетущем ярме на шее, и о моральном увечье, и о вечно приподнятом “кнуте” колонизатора. Экскурс в прошлое села Пески ярко прослеживает многозначность и многоплановость процесса потери Украиной воли, разрушительные следствия этого процесса.

Итак, учитывая то, что доминантой романа есть национальное, следует подчеркнуть, что произведение Афанасия Мирного и Ивана Билика можно определить как национально-психологический роман, авторы которого болеют за судьбу украинцев. Экскурс в прошлое села Пески также демонстрирует, как на фоне общей жизненной картины определенного времени происходит процесс изменения человеческого мировоззрения, которое проходит определенные этапы. Именно здесь следует искать истоки тех деформаций психики и морали, которые давали потом такие потворства, как пьянство, разбой, убийства и т. п., которые привели к разрушению личностей, а итак, к жизненным и социальным трагедиям.

Кроме этого, указанный экскурс в прошлое дает возможность глубоко проанализировать образы Мирона Гудзя и Максима Гудзя. “Биографии” Мирона Гудзя и его внука – это воплощение борьбы казацкого мировоззрения с крестьянским миром. Каждый с этих мировоззрений ассоциируется с определенной системой идей и ценностей. “Крестьянская” (земледельческая) жизнь идентифицируется с такими понятиями, как скука, пассивность и уступчивость, но вместе с тем эта система понятий включает любовь, семью.

В романе мы наблюдаем, что носителями этого мировоззрения преимущественно выступают женщины, хотя есть и отдельные представители мужских образов. Казацкое же мировоззрение не только выступает антиподом крестьянскому, оно также символизирует победу, действенность, борьбу за справедливость, мужскую дружбу. Необходимо также указать, что Мирон и Максим Гудзи олицетворяют именно казацкое мировоззрение, но их свободолюбивые стремления не смогли оказаться в полной мере, так как им противостояло земледельческое мировоззрение окружения: пищан, семьи.

Проследив изображение Чипчиной родословной как средства формирования его мировоззрения, можно сделать вывод, что главный конфликт романа постоянно взаимосвязан с мировоззренческой позицией каждого персонажа. Именно она руководит поступками героя, влияет на его взаимоотношения с людьми, формирует жизненный путь.

Характер Чипки психологически значительно более сложный, чем у других персонажей. Чипка, в отличие от Мирона и Максима, – это “раздвоенный характер”, разорванный между призывами любви и желанием мести. Ему принадлежит сделать выбор между ними. В истории Чипки казацкое-крестьянское представленное неоднозначно, поэтому этот элемент выбора предоставляет ему трагического измерения, отсутствующее у других представителей казацкого мировоззрения.

А сформированность у Чипки именно казацкого мировоззрения есть убедительной, несмотря на то, что на него влияли бабушка Оришка, мать, Галя, которые воплощали целиком патриархальные устои.

Итак, подытоживая Анализ, следует подчеркнуть, что оригинальность внутренней структуры романа Афанасия Мирного и Ивана Билыка “Разве ревут волы, как ясли полные?” заключается в том, что исследование изображаемого мира происходит на основе объединения логического и эмоционального начал. Каждый созданный в романе характер постоянно находится в процессе становления. Постоянная же незавершенность, открытость в обыгрывании психологических ситуаций в рассмотренном произведении дает основание утверждать, что внутренняя свобода художественного действия базируется на авторской свободе относительно осознания и отображение действительности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Временные рамки романа Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”