Возврат к социальной действительности: Мартин Шперр и Франц Ксавер Крец



Во второй половине 60-х годов выросло новое поколение молодых драматургов: М. Шперр, Р. В. Фасбиндер, Ф. К. Крец, а также Г. Рейнхаген – позже к ним примкнули Г. Хенкель и Г. Келлинг – стали обращаться к социальной действительности сельских, мелкобуржуазных и пролетарских слоев. Произведения Шперра, Фасбиндера и прежде всего Креца создавались под влиянием вновь открытых пьес Марии Луизы Фляйсер.

Мартин Шперр (род. в 1944 г.) в пьесе “Охотничьи сцены из Нижней Баварии” (премьера состоялась в 1966 г.), первой части баварской трилогии, которая

ведет от архаичной деревни и мелкобуржуазного провинциального городка (“Ландсхутские рассказы”, премьера – в 1967 г.) в Мюнхен (“Мюнхенская свобода”, премьера – в 1971 г.), обнажил социальные механизмы, определяющие суть повседневных отношений с аутсайдерами. С реалистичной меткостью разоблачает он отношения социальной зависимости в баварской деревне, которые порождают жестокие антигуманные эмоции.

В “Ландсхутских рассказах” Шперр касается больших социальных вопросов: на примере конкурентной борьбы двух баварских строительных подрядчиков показано извращение человеческих отношений,

осложненных к тому же еще и фашистской идеологией. В “Мюнхенской свободе” вскрыта взаимосвязь интересов бизнесменов и продажных политиков, с одной стороны, и судьбы плана оздоровления атмосферы одного города – с другой. В поставленной в 1970 году пьесе “Коралл Майера” Мартин Шперр показывает, что мелкобуржуазная среда – вполне пригодная основа для активизации фашизма, который смог построить свой репрессивный режим на комбинации зависти, приспособленчества и эгоизма, качеств, порожденных экономической структурой капитализма.

Пожалуй, самым продуктивным и популярным автором в Германии в 70-е годы был Франц Ксавер Крец (род. в 1946 г.). За восемь лет он написал более двадцати пьес, телеспектаклей, радиопостановок и киносценариев. В ранних пьесах, посвященных зачастую показу деревенских, допролетарских отношений, – “Звериные тропы” (1968), “Надомники” (1969), “Мужское дело” (1970), “Упрямство” (1970), “Двор Шталлера” (1971), “Дорога призраков” (1971), “Дорогой Фриц” (1972) – герои отличались своими социальными особенностями.

Драматические коллизии возникали из столкновений кажущейся абсолютной социальной детерминации с попыткой человека защитить хоть частицу своего счастья. При этом диалог, как, например, у Шперра на баварском диалекте, точно отражает социальную, духовную и психологическую ситуацию, то, как живут, работают и думают герои пьесы. Агрессивные имитации действий возникают как следствие социального гнета и указывают на отсутствие представления об альтернативе в сознании героев.

В последующих пьесах – “Верхняя Австрия” (1972), “Звездные талеры” (1974), “Гнездо” (1974) – главными героями становятся жители больших городов, действие в них больше не ограничивается только одним местом, как в ранних пьесах (например, в “Надомниках”), где профессиональные и семейные отношения развиваются в одной комнате. Диалоги и поступки персонажей стали более дифференцированными, не столько обличая тех, кем манипулировали, сколько раскрывая социальные взаимосвязи, во власти которых находятся герои. Кроме того, Крец в своих последних произведениях выводит героев, впервые осознающих свою социальную зависимость (пьеса “Кого я вижу”, 1978).

В пьесах “Город Доломитовых Альп Линц” (1972) и “Дитя Мюнхена” (1973) использованы драматургические структуры, которые делают возможным введение обобщенных, выходящих за рамки сознания персонажей сцен. В пьесах-монологах “Концерт по заявкам” (1971), “Дальнейшие перспективы” (1974) и “Поездка в счастье” (1975) Крец показал различные женские судьбы в многослойных монологах, раскрывающих социальное и духовное содержание жизни этих женщин.

Крец совершенно сознательно ставит свой писательский труд во взаимосвязь с социалистическим движением и определяет этим свои размышления о функции, воздействии и структуре своих пьес 52.

Освещение социальной действительности было задачей, которую ставил себе и Райнер Вернер Фасбиндер (1946-1982) в своем разностороннем творчестве в области кино и театра; в последние годы Фасбиндер, однако, все больше приспосабливался к требованиям коммерческого искусства. В пьесе “Итальянка” (1968) Фасбиндер показывает, как группа молодых рабочих из чувства протеста против социальной зависимости и притеснений совершает нападение на одного греческого рабочего в Германии.

В его наиболее популярной пьесе “Бременская свобода” (1971) проблемы эмансипации женщины связаны с детективным сюжетом, причем стремление шокировать публику становится самоцелью. Телевизионная серия “8 часов – еще не день” (1972) детально изображает трудовую повседневность молодых рабочих в Германии. Пьесы швейцарского драматурга Генриха Хенкеля (род. в 1937 г.), писателей Герхарда Келлинга (род. в 1942 г.) и Герлинд Рейнсха-ген (род. в 1926 г.) также принесли на сцену социальные проблемы эксплуатируемых рабочих.

Пьеса Г. Хенкеля “Чистильщики железа” (1970), которую часто ставили и в театрах Западной Германии, показывает монотонность и отчужденность труда на примере двух рабочих.

Г. Келлинг использует документальный материал и действительно происходившие события; так, в пьесе “Работодатель” (1969) и в ее продолжении “Столкновение” он показывает, как предприниматели подавляют развитие пролетарского классового сознания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Возврат к социальной действительности: Мартин Шперр и Франц Ксавер Крец