Возрождение героической поэмы в русской литературе ХХ века
К середине десятилетия Русская поэзия осознает в себе уже достаточно силы не только для воспроизведения “биографических сведений” (Н. Асеев), но и для крупномасштабного эпического отображения революционного состояния мира, ориентирующегося на “текст” самой истории. В этой связи широко и по-новому развивается жанр поэмы, именно революционно-народная тематика жизненно обновляет поэму.
Некоторые опыты в начале 20-х годов, направленные на возрождение традиционной поэмы без материала революционной современности, не достигают
Чулкова, 1922) не способствуют возрождению жанра. Слишком литературный герой, конфликты, как и вся поэтика в целом. Между тем поэма, имела все основания для развития.
Такова традиция русской поэзии, в которой актуальная историческая действительность всегда составляла ядро эпического повествования (“Слово о полку
Определил как “эпическое, а не лирическое”.207 Однако взаимоотношение лирического и эпического начала в поэзии было более сложным, что и проявилось в своеобразной диалектике их жанрового взаимодействия. Подлинным открытием нового эпоса явились поэмы Маяковского “Владимир Ильич Ленин” (1924) и “Хорошо” (1927). Сопоставляя их с “первой” поэмой – “Двенадцатью” А.
Блока, А. Кулинич справедливо отмечает их новаторство в том, что в противоположность романтическому, творящему в “согласии со стихией” пафосу Блока Маяковский опирается на “знание законов классовой борьбы”.268 Свое поэтическое ощущение мира он поверяет политическим знанием и при достаточном развитии мотива трагического предпочтение отдает все-таки героическому, чего нет у Блока. Поэмы Маяковского как высшее достижение эпического жанра 20-х годов не представляют собой, однако, явления всецело эпического; это скорее лирико-эпическое и даже едва ли не в большей мере лирическое повествование. Уже в поэмах “Люблю” (1922) и “Про это” (1923) все эпическое состояние современного, преобразуемого революцией мира поэт всецело осмысляет через иную тему, тему любви, которую представляет как одну из основ жизнестроительства в новом, обществе.
Но даже в поэмах “Владимир Ильич Ленин” и “Хорошо” с их широчайшим событийно-историческим, поистине героико-эпическим содержанием исключительно ощутима лирическая струя. “Объясняется это, по-видимому, – пишет современный исследователь не только о Маяковском, но и о других поэтах 20-х годов, – небывалой в прежние времена горячей заинтересованностью поэтов в тех событиях общенародного масштаба, о которых они писали”.






Related posts:
- Сочинение на тему: История мятежа В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (ГЕНЕАЛОГИЯ МЯТЕЖА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ) По утверждению русского философа Н. Бердяева, “весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века, довели русское творчество до величайшего напряжения”. Нельзя не согласиться с выводом русского философа. Русская литература XIX века действительно полна предчувствий, предсказаний и тревоги перед надвигающейся […]...
- Вопрос о назначении поэта в русской литературе XIX века В русской литературе XIX века вопрос о назначении поэта, о его призвании приобрел совершенно отчетливое выражение. Поэт – это проповедник, пророк, слово которого зовет к истине, свободе, добру и красоте. Пушкинское понимание роли поэта было возвышенным и человечным. Поэт должен, “обходя моря и земли, глаголом жечь, сердца людей”. Это пушкинское понимание назначения поэта восприняли Лермонтов. […]...
- Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского характера, а наряду с этим – глубокие религиозно-философские теории, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глубин человеческой души, понять […]...
- Институт снов в русской литературе 19 века “Гипнос… в греческой мифологии – персонификация сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти… Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям, в противоположность беспощадной Смерти…” “Морфей… в греческой мифологии – крылатое божество, один из сыновей Гипноса… Принимая различные человеческие формы… он является людям во сне”. Как мы видим, в древнегреческой мифологии Гипнос тих, благосклонен к […]...
- Романтизм в русской литературе в начале XIX века Проблема романтизма Принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном […]...
- История мятежа в русской литературе XIX века По утверждению русского философа Н. Бердяева, “весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века, довели русское творчество до величайшего напряжения”. Нельзя не согласиться с выводом русского философа. Русская литература XIX века действительно полна предчувствий, предсказаний и тревоги перед надвигающейся катастрофой. Русская поэзия XIX века […]...
- Герой испанской героической поэмы “Песнь о моем Сиде” Сид главный положительный герой “Песни”. Оклеветанный завистниками и изгнанный королем Альфонсом VI из Кастилии, он вынужден взяться за оружие и идти в поход против мавров. Сид отвоевывает у неверных Валенсию и другие земли благодаря воинскому таланту и житейской мудрости (последнее отличает его от Роланда, каким тот изображен в “Песне о Роланде “). Герой также захватывает […]...
- Бытовые повести русской литературе XVII века Наряду с воинской повестью, отражавшей героические события в жизни народа, в XVII в. появился новый жанр – бытовая повесть, в которой ставились уже морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести “Повесть о Горе-Злочастии”, “Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть о купце”, “Повесть о Фроле Скобееве”, “Повесть о Карпе Сутулове” и др. Их герои […]...
- Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XIX века. (В. А. Жуковский. Стихи и поэмы.) Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. “Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…” – писал о нем А. С. Пушкин. “…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возмож-}f ность развития, и без Жуковского мы не имели бы […]...
- Поиск романтического идеала в русской литературе XX века XX век – век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и правят миром. Очень часто деньги идут на разработку новых, более мощных военных технологий. А зачем? Разве людям нужны войны? Разве мы хотим крови? Мне кажется, что пора остановиться. Хватит уже того, что постоянно по телевидению […]...
- Живейший интерес к русской литературе начала ХХ века Характерный тому пример – эволюция французского писателя Поля Бурже, который еще в 80-е годы приобрел известность даже за пределами Франции как автор психологических романов из жизни светского общества. Бурже живо реагировал на “вторжение” русской литературы во Францию: написал восторженную статью о Тургеневе, заимствовал в своих романах “Преступление любви” (1886) и “Обетованная земля” (1892) некоторые элементы […]...
- Романс в русской литературе XIX века Литература второй половины XIX века – очень сложный для школьников период, требующий постоянного интеллектуального включения, подробного прочтения, навыков анализа и проведения культурных аналогий. Поэтому очень важно сразу же, в начале года, найти сквозные темы, общие для всех произведений этого периода: с одной стороны – знаки, по которым узнается эпоха, и с другой стороны – нечто […]...
- Образ Обломова как тип “лишнего человека” в русской литературе XIX века В начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были “Евгений Онегин” А. С. Пушнина и “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип – образ “лишнего человека”, героя, не нашедшего своего места […]...
- Природа в русской литературе XX века Невозможно открыть газету и не прочитать в ней статью об очередном экологическом бедствии. Статью об умирании Волги, источнике озонового слоя и о многих других страшных вещах! Стыдно сказать, но скандинавы приезжают к нам со своей питьевой водой, а государство не может спасти облученных людей, и это делают за границей. Мы должны признать, что настал тот […]...
- ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (3 вариант) Землю надо беречь! Отечественные Писатели и публицисты, по-моему, первыми ПроРвали Плотину Благостности, Которая стояла на пути решения эко- Логических проблем в нашей стране. Говорить об экологии сейчас, в конце XX века, – значит говорить уже не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении. Надо спасать реки, которые превращаются в сточные канавы с уродливыми […]...
- Расстрелянное возрождение в украинской литературе Расстрелянное возрождение – литературно-художественное поколение 20-х – начала 30-х гг. ХХ ст. в Украине, которое дало высокохудожественные произведения в области литературы, живописи, музыки, театра и которое было уничтожено тоталитарным сталинским режимом. Термин “расстрелянное возрождение” впервые предложил диаспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника наилучших текстов поэзии и прозы 1920- 1930-х гг. За это […]...
- Дуэль в русской литературе XIX века Сквозные темы Дуэль в русской литературе XIX века Что такое дуэль? Это поединок, во время которого противники защищают свою честь или вступаются за честь другого человека. Честь – нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть. Русский дворянин подчинялся закону и не имел права участвовать в дуэли: наказание ожидало всех, в том числе секундантов. […]...
- “Лагерная” тема в русской литературе XX века Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” и “Архипелаг ГУЛАГ”, “Колымские рассказы” В. Шаламова, “Верный Руслан” Г. Владимова, “Зона” […]...
- Дети и детство в русской литературе ХIХ века Сквозные темы Дети и детство в русской литературе ХIХ века Любую человеческую жизнь можно разделить на несколько периодов: детство, отрочество, юность, молодость, старость… Но самым важным из них, как мне кажется, является детство: именно тогда закладывается характер человека, осознаются основные духовные ценности, формируется тот нравственный кодекс, по которому ему предстоит прожить. В своих произведениях писатели […]...
- ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (1 вариант) Невозможно открыть газету и не прочитать в ней статью об очередном экологическом бедствии. Статью об умирании Волги, источнике озонового слоя и о многих других страшных вещах! Стыдно сказать, но скандинавы приезжают к нам со своей питьевой водой, а государство не может спасти облученных людей, и это делают за Границей. Мы должны признать, что настал тот […]...
- Наполеонизм в русской литературе XIX века И до последней все обиды Оплачены тебе, тиран! А. С. Пушкин Образ Наполеона, его стремительная карьера, возможность “маленького человека” подняться с помощью упорства и способностей на самый верх – всегда волновала умы и воображение русской интеллигенции. Вначале Наполеон, всего добившийся сам (без протекции и денег), восхищал и очаровывал своей неустрашимостью, умением повести за собой народы, […]...
- Тема любви в русской литературе XX века На примере романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Роман (бессмертное произведение) М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это прежде всего историческое произведение, отражающее характерные черты и особенности эпохи Первой мировой и гражданской войн. Это один из наиболее сложных периодов в истории нашей страны, коренным образом изменивших судьбы людей, живших тогда. Он нашел отражение в произведениях […]...
- Сочинение на тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Деревенская проза в русской литературе XX века Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие о ней. Постепенно сложилась школа писателей, придерживающихся в своем творчестве одного направления: писать о русской деревне. Термин “деревенская проза” долго обсуждался, ставился под сомнение, но в конечном итоге закрепился, обозначив […]...
- Халат как символ лености и свободы в русской литературе XIX века И человеческий покой не есть совершенное бездействие: ибо совершенное бездействие невозможно… Митрополит Филарет …Нет мирного покоя, кроме того, что даруется нам разумом… Сенека Достаточное условие указанного абсолютного блага человека – это покой тела и духа. Пьер Гассенди Наш ум ленивее, чем тело. Франсуа де Ларошфуко “И этак проводил время… молодой тридцатитрехлетний человек, сидень-сиднем, в халате […]...
- Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А. С. Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Продолжателями этой темы стали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и многие другие. Что же обозначает выражение “маленький человек”? Какой смысл придается слову “маленький”? Мал […]...
- Зарождение психоанализа в русской литературе XIX века Психологический анализ явился огромным художественным открытием XIX века. Это открытие в русской литературе связано с именами Л. Толстого и Ф. Достоевского, в европейской – с именем Стендаля. Психоанализ явился миру вместе с новым классом, которого не знала предыдущая история, – буржуазией. Перед новым классом в самых разных областях человеческой деятельности стояли сложные и трудноразрешимые задачи. […]...
- ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант) На протяжении столетий писатели и поэты русской литературы поднимают извечную проблему – это взаимосвязь природы с окружающим миром, с человеком. Поэтому не случайно Чингиз Тореку-лович Айтматов в своем романе “Буранный Полустанок” показывает главного героя, Едигея Жангельдина, на фоне степей, холодных и равнодушных к человеку. По мнению Айтматова, природа составляет основу человеческого бытия. Именно отношение человека […]...
- Символизм в литературе “серебряного века” (конец XIX – начало XX века) Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- Изменение типа героя в русской литературе XIX века по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева Проблема героя своего времени была одной из самых острых в литературе XIX века. Все крупные писатели, так или иначе, пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных те – чений общественной мысли и что может противопоставить личность толпе. Разумеется, с течением времени меняется и представление о его герое. Русский романтизм противопоставлял безликой […]...
- Изображение революции в русской литературе XX века (по роману А. А. Фадеева “Разгром”) Роман Фадеева “Рзгром” – талантливое произведение, художественное воплощение и развитие традиций Льва Толстого и Максима Горького. Роман посвящен событиям гражданской войны, но писателя волнуют не боевые действия, а внутренняя жизнь человека в эпоху революционной ломки мира. Фадеев так определил концепцию произведения: “Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала”. В нашу эпоху, […]...
- Судьба человека в русской литературе XX века Роман “Доктор Живаго” создавался Б. Пастернаком в послевоенные годы. Писал его Пастернак на гребне надежд. Как многие другие, он ожидал, что рожденный войной за Отечество народный, общественный подъем найдет себе продолжение в государственной политике, отказе от массовых репрессий, от ограничения свободы и подавления личности. Это во многом объясняет то вольное дыхание, внутреннюю раскованность с которой […]...
- Художественное изображение народа в русской литературе XIX века 1. Народ в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”. 2. Образ народа в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя. 3. Народ в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Многие русские писатели XIX века в своих произведениях обращались к теме судьбы народа, его нравственных ориентиров и роли в исторических событиях. Поскольку значение творчества А. […]...
- Философское осмысление предназначения поэта и поэзии в русской литературе XIX века (По творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова) 1. Образ поэта в лирике Пушкина. 2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова. 3. Гражданский идеал Некрасова. Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной для русской литературы. Вероятно, такое пристальное внимание к значению поэзии во многом обуславливается особенностями самого этого понятия. С одной стороны, нельзя отрицать, что поэтическое слово […]...
- СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого замечательного русского писателя долгое время было у нас запрещено, его произведения не печатались, многие рукописи были изъяты при обысках. При жизни (а умер он сорока восьми лет от роду, в 1940 году) его произведения печатались очень мало: фельетоны, очерки о Москве, некоторые сатирические рассказы, Булгаков был еще и прекрасный драматург, […]...
- Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе второй половины 20 века Проблема “отцов и детей” – вечная проблема. Известны надписи на древних папирусах, созданные до нашей эры, о том, что молодое поколение испортилось, оно гораздо хуже стариков. Древний летописец печалится, выживет ли мир, оставленный на такое безнравственное и невежественное поколение. Безусловно, проблема взаимоотношений поколений разрабатывалась в мировой литературе в древних времен. В русской литературе классическим является […]...
- Сочинение на тему: “Тема дуэли в русской литературе(по произведениям литературы 19 века)” Традиция дуэли, как способа разрешения конфликтной ситуации, издавна существовала почти повсеместно не только в России и в Европе, но и в Азии. В средние века судебные поединки детально регламентировались в сводах законов. Любопытно отметить, что мнение светских и церковных властей долгое время не были едины – с юридической точки зрения судебный поединок был законным, даже […]...
- ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (1 вариант) 7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что 1 сделал Себя Сыном Божиим. 9. И опять вошел в преторию, и сказал Иисусу: Откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Библия Социальные потрясения, вызванные революцией 1917 года, привели к разрушению веками устоявшихся нравственных норм в российском обществе. […]...
- ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант) Евангельские мотивы в русской литературе всегда были одной из наиболее интересных и неоднозначных тем. Тема добра и зла, Иисуса Христа и дьявола так или иначе прослеживалась в творчестве А. Погорельского, Н. Полевого, В. Одоевского. А через такие произведения, как “Гробовщик” И “Пиковая дама” ПушкинА, “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Петербургские повести”, “Портрет” Гоголя, “Двойник” Достоевского, […]...
- Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов) Большое место в русской литературе XX века занимают произведения о судьбе человека. Каждый писатель по-своему старается раскрыть эту тему. Одни пытаются показать нравственный поиск человека, другие пытаются через судьбу героев своих произведений решить сложные нравственные проблемы. В этом плане очень значительно, с моей точки зрения, творчество таких писателей, как Василь Быков, Владимир Дудинцев, Чингиз Айтматов. […]...