Возможности рассказа
Приступая к изучению Рассказа как малой эпической формы можно сказать о том, как, несмотря на принадлежность к одному жанру, рассказы разнообразны по авторской мысли и содержанию, авторской позиции, сюжету и композиции, стилю и языку. Есть рассказы с быстро развивающимся сюжетом (“Хамелеон” А. П. Чехова), с неторопливым повествованием, развернутыми пейзажами и портретами героев, их монологами (“Бежин луг” И. С. Тургенева), неожиданной развязкой (“Тапер” А. И. Куприна).
Таким образом, жанровые рамки не ущемляют художника слова,
Быстро разворачивающийся в Рассказе сюжет от эпизода к эпизоду усиливается у читателя напряженным ожиданием: что же может случиться дальше, как могут себя повести герои, чем же все может завершиться. Композиция, как правило, предопределена ходом художественной мысли автора: к каким именно раздумьям и переживаниям автор хочет привести читателя,
Портрет тоже краток или подан через художественную деталь, как в “Хамелеоне” А. П. Чехова, а иногда в нем сквозит авторская ирония, легкая насмешка, как в “Хирургии”.
В диалогах и монологах, как правило, осуществляется развитие действия. Это хорошо видно в Рассказе “Тапер”, когда Юра Азагаров отвечает на вопросы Лидии Аркадьевны Рудневой.
- “Тапер”, анализ рассказа Куприна В декабре 1900 года в газете “Одесские новости” был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием “Тапер”. Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность. Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого […]...
- Анализ рассказа Чехова Счастье Произведение под названием “Счастье” было написано в далеком 1887 году. Писатель посветил свое творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы. Все же сам писатель вопреки всем мнениям был убежден, что “Счастье” – это самый лучший из всех рассказов, новелл и очерков, написанных в то время. Самой […]...
- “Бежин луг”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” – это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, “Бежин луг” является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединенных общим названием “Записки охотника”. А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, […]...
- Элементы построения рассказа Чехова “Хамелеон” Сюжет рассказа – в нем все внесюжетные элементы (портрет, пейзаж), усложняющие построение рассказа, описаны несколькими фразами или даже несколькими словами. Завязка рассказа. С какого момента в рассказе Чехова начинает развиваться действие? Конечно, с тех нескольких слов, с которыми Очумелов “врезается в толпу”. Кульминация рассказа. Дальше сюжет произведения разворачивается волнами, как линия, идущая то вверх, то […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Лошадиная фамилия”, план В 80-е годы XIX века, когда создается рассказ “Лошадиная фамилия” в произведениях А. П. Чехова безраздельно царствует веселый и жизнерадостный смех. Отчасти это объясняется обстоятельствами: начало 80-х годов не столь благоприятно для развития язвительной сатиры. В стране ужесточается цензура, как результат правительственной реакции. Наиболее удачным является легкий и веселый смех над мелкими казусами бытовой повседневной […]...
- Кто главный герой рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника”? а. Беликов б. Акакий Акакиевич в. Макар Девушкин г. Червяков Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? а. “Толстый и тонкий” б. “Лошадиная фамилия” в. “Дама с собачкой” г. “Хамелеон” Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе “Хамелеон”? а. Трусость б. Покорность в. Предательство г. Угодничество Какие детали в […]...
- Возникновение реализма в Европе, новые возможности реалистической литературы Реализм – третий по счету метод. Возник в Европе в 30-е годы. Прежде всего во Франции. На это время приходится творчество пожилого Стендаля (Анри Мари Бейль). В 30-е годы Стендаль пишет романы: “Красное и черное”, “Пармская обитель”, “Красное, или Белое” (не завершен). Одновременно со Стендалем во Франции работают Бальзак и Проспер Мериме. Проспер Мериме – […]...
- Анализ рассказа Куприна Тапер Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить… Главный герой этого рассказа – “тапер”, то есть он даже не достоин звания “пианист”. Я и так знал, что по-французски “тапэ” означает “ударять”. Я […]...
- “Смерть чиновника”, анализ рассказа Чехова, сочинение “Смерть чиновника” – один из ранних рассказов известного русского писателя Антона Чехова. В 1886 году произведение вошло в сборник “Пестрые рассказы”. “Смерть чиновника” написана в духе Реализма, это направление распространилось в России во второй половине XIX – XX в. Чехову удалось совместить “строгий реализм” с повышенной условностью. В начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты […]...
- Урок на тему “Образные возможности освещения в портрете” 6 класс № П/п Наименование этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты 1. 1.1. Орг. момент Рефлексия – Здравствуйте. – Наш урок сегодня будет направлен на уточнение и дополнение уже имеющихся знаний по изучаемой теме. – Садитесь. – И для начала предлагаю вам обратить внимание на столы. У вас лежат карточки со ступеньками. Подпишите их. Теперь определите, […]...
- Сопоставление героев рассказа А. П. Чехова “Крыжовник” и повести Н. В. Гоголя “Шинель”. (Сравнительный анализ) Сопоставляя рассказ А. П. Чехова “Крыжовник” и повесть Н. В. Гоголя “Шинель”, мы видим аналогичность поведения таких героев, как Николая Иваныча и генерала. Оба мужчины долго шли к своей цели, и как только достигли ее, возомнили, что являются важными персонами. В действительности же ранг обоих героев был не слишком значителен. Различие просматривается в объектах мечт: […]...
- “Толстый и тонкий”, анализ рассказа Чехова Рассказ “Толстый и тонкий” (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел “коротко говорить о длинных вещах”. При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного. Жанр произведения – […]...
- Пересказ рассказа О любви (Чехов А. П.) Рассказ “О любви” входит в своеобразную трилогию вместе с еще двумя рассказами Антона Павловича Чехова – “Крыжовник” и “Человек в футляре”. Их объединяют главные герои. Они везде одни и те же. В рассказе “О любви” главным выступает небогатый помещик, который рассказывает свою историю двоим гостям. Его звали Алехин. Он был образованным человеком и любил науку. […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа Ионыч РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа Автор изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь “образованной и талантливой” семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия). У доктора Старцева есть свои идеалы. Он стремится быть знающим земским врачом, испытывает искреннее чувство к Котику, тонко чувствует […]...
- ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” Андрей Платонович Платонов – один из самых своеобразных писателей XX века. Для понимания его творчества нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мысли. Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове. И здесь кроется не только тайна мастерства, но и тайна человека. Главным в раскрытии замысла писателя является […]...
- Какие возможности открыл жанр сказки для Салтыкова-Щедрина? В конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки. Здесь он получил возможность использовать такой прием, как иносказание, “эзопов язык”. Это позволило писателю, под видом выдуманных историй, рассказывать о пороках современной жизни. Так, в сказках Щедрина, как и в русских народных, часто действуют животные. Однако под этими масками легко узнать людей с их недостатками […]...
- “Крыжовник”, анализ рассказа Чехова, сочинение Рассказ Антона Павловича Чехова “Крыжовник” впервые был опубликован в журнале “Русская мысль” в 1898 году. Вместе с Рассказом “О любви” он продолжил “маленькую трилогию”. Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и […]...
- “Белолобый”, анализ рассказа Чехова История создания Рассказ “Белолобый” был напечатан в журнале “Детское чтение” №11 в 1895 г. Замысел сюжета возник примерно за год до написания, во время работы над повестью “Три года”. Это единственный рассказ, написанный специально для детей и напечатанный в детском журнале. Брат Чехова вспоминал, что в Мелехове у Чехова были черные дворовые собаки и среди […]...
- Подробный рассказа “Тонкий и Толстый” (Чехов А. П.) Обычно, говоря о романе, мы подразумеваем большое и глубокое произведение. Но, когда речь заходит о рассказе, то эти мысли улетучиваются. Большая заслуга Чехова А. П. в том, что он разбил стереотип об этом жанре, как о маленькой частичке чего-то великого. Наполняя каждый рассказ особым смыслом, Чехов показал, что достаточно всего нескольких слов, чтобы передать глубину […]...
- Урок информатики в 8 классе по теме “Возможности текстового редактора Word” Урок информатики в 8 классе по теме “Возможности текстового редактора Word” Цели урока : закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “Текстовый процессор MS WORD”. Создать условия для самостоятельного применения знаний по теме при составлении творческого проекта. Развивать самостоятельность школьников, используя творческое задание, имеющее практическую направленность. Ход урока: 1. Орг. момент Приветствие. Проверка […]...
- “Налим”, анализ рассказа Чехова Рассказ “Налим” был написан в 1885 году, когда Чехов достиг расцвета как беллетрист, автор коротких зарисовок и юмористических рассказов. С самых первых строк повествование вызывает улыбку у читателя. Вступление очень лиричное: описание летней природы, знойного утра, “на небе перистые облака, похожие на рассыпанный снег…” И резко контрастирующая с ним завязка со словами “барахтается”, “мужик”, “поросшим […]...
- Маленький человек в рассказах А. П. Чехова “Маленький человек” в рассказах А. П. Чехова I. Изображение “маленького человека” – один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века. II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. 1. Деградация “маленьких людей” в рассказах Чехова: превращение их в обывателей. 2. […]...
- Текст-описание летнего городского(сельского) пейзажа используя по возможности обособленные члены предложения Стояло раннее утро. Город, накануне умытый дождем, благоухал свежестью и чистотой. Машин на улицах было еще мало – ведь день был выходным. В этот день – 9 мая, город украсили щитами и растяжками. И теперь они ярко алели во всех, даже самых отдаленных уголках, напоминая горожанам о годовщине великого события, происшедшего без малого 70 лет […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Тоска” Рассказы А. П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой” формы. Рассказы Чехова таят в […]...
- А. П. ЧЕХОВ (1860-1904). ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Отец, дед и предки матери Чехова были крепостными (дед выкупил свою семью). Антон Чехов родился и до 1879 года жил в Таганроге, где отец его держал лавку и занимался торговлей. Разорившись, в 1876 году отец Чехова с семьей переезжает в Москву; после окончания гимназии туда же перебирается молодой Чехов. Он поступает на медицинский факультет университета, […]...
- В каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей Подумайте, в каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей и в чем эти произведения можно сопоставить с рассказом Чехова? Обыватель изображен в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый Пискарь”. Отметим здесь общность авторской позиции, ту же проблему бессмысленности существования героев. Герой сказки Салтыкова-Щедрина – “просвещенный Пискарь”, считающий, что “надо так прожить, чтобы никто не заметил, а […]...
- “Студент”, анализ рассказа Чехова Главный герой данного произведения – 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и […]...
- “Анна на шее”, анализ рассказа Чехова Впервые рассказ А. Чехова “Анна на шее” был издан в октябре 1895 г. в “Русских ведомостях”. При подготовке рассказа к изданию А. Маркса Чехов разделил его на 2 главы, внес много поправок и исправлений, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и “его сиятельства” и углубив характеристику Анны. Жанр произведения – лирико-драматический рассказ в традициях критического […]...
- Сюжет и повествование рассказа А. Платонова “Корова” Движение от малых жанровых форм к крупным (от сказки и рассказа к повести и роману) представляется логичным. Многие рассказы Платонова для детей или о детях являются, по сути, притчами или близки к ним, и усвоение только сюжетной линии явно недостаточно для понимания всей глубины их содержания. Так, например, рассказ “Юшка” – о кротком, добром, безобидном […]...
- Как соотносятся между собой начало и финал рассказа А. П. Чехова “Ионыч”? (ЕГЭ по русскому) Творчество А. П. Чехова пронизано борьбой с мещанством, обывательщиной, бездуховностью и скудостью интеллектуальной жизни. Рассказ “Ионыч”, написанный в 1898 году, заставляет читателя задуматься о нравственной деградации личности. Центральный персонаж повествования – Дмитрий Ионович Старцев, прибывший в губернский городок на должность земского врача. Молодой человек полон сил и желания нести пользу обществу. Старцев хочет жить полнокровной […]...
- “Счастье”, анализ рассказа Чехова Этот рассказ А. П. Чехова по жанровой стилистике принято относить к Бытовым притчам. Такая форма передачи главного часто используется в библейских писаниях. А символы сакрального проходят красной нитью через весь рассказ. Например, профессия главных героев – пастух, а образ пастуха тесно связан с религией, это исконный библейский персонаж. Или тот факт, что якобы Ефим Жменя […]...
- “Перевал”, анализ рассказа Бунина Одно из лучших ранних произведений И. Бунина, рассказ “Перевал” был написан в 1899 году. Сам автор поставил эту лирическую миниатюру эпиграфом к своему творчеству. “Перевал” представляет собой небольшое аллегорическое стихотворение в прозе, отражающее бунинское восприятие жизни и своего места в ней. По Жанру рассказ является лирико-созерцательной новеллой. Она бесфабульна, а в центре композиции стоит авторское […]...
- “Ариадна”, анализ рассказа Чехова История создания Рассказ “Ариадна” был напечатан в журнале “Русская мысль” №12 в 1895 г. Прототипами Ариадны были сразу несколько женщин, которыми Чехов увлекался в разное время: Ариадна Черец, дочь таганрогского инспектора, Лидия Мизинова, актриса Лидия Яворская. Литературное направление, жанр “Ариадна” – реалистический психологический рассказ о роли и природе женщин. Проблематика Одна из проблем – неразделенная […]...
- “Allez!”, анализ рассказа Куприна Рассказ “Allez!”, написанный в 1897 году, относится к киевскому периоду творчества А. И. Куприна. В это время тема цирка доминировала в произведениях писателя. Рассказ озаглавлен французским словом “Allez!” (“Вперед!”) – известным цирковым возгласом, сопровождавшим опасные и эффектные трюки. Жанр произведения – рассказ, созданный в русле традиций Реализма. Особенности произведения – лаконизм, тонкий психологический анализ в […]...
- “Хирургия”, анализ рассказа Чехова Чехов А. П. в своем коротком юмористическом рассказе “Хирургия” отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что “искусство писать – это искусство сокращать”. Рассказ написан В стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на […]...
- “Антоновские яблоки”, анализ рассказа Бунина Лирическая тональность, основанная на патриархальной глубине национального сознания, характерна для прозы И. Бунина, всегда обращенной в прошлое. Как бы подхватывая тургеневскую эстафету, с несоизмеримой тоской говорит писатель о разорении, опустении Дворянских гнезд, некогда бывших оплотом России, ее культурной составляющей. Иногда нет слов, чтобы передать всю боль и радость, печаль и нежность – все чувства, связанные […]...
- “Челкаш”, анализ рассказа Максима Горького Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на “отверженных” по-другому. Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к […]...
- “Экзамен”, анализ рассказа Шукшина Жанровые особенности Рассказ Шукшина “Экзамен” написан в форме диалога, через который раскрываются характеры обоих героев. По классификации Шукшина это “рассказ-характер” с элементами “рассказа-исповеди”, только исповедуется профессор, а студент к откровениям не склонен. Проблематика В рассказе основная проблема смысла жизни. Профессор знает жизнь по литературным источникам, а парень-студент изведал все ее тяготы, и оба недовольны результатом. […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Пересолил” Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, заразительного, беззаботного смеха, – это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичности, “ярлыков”, поэтому все чаще и чаще он обращался к “простой” жизни, к “простому” человеку, “простому” событию. […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Страх” Рассказ А. П. Чехова “Страх” имеет подзаголовок – “Рассказ моего приятеля”. Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что описанная им история является будничной и весьма распространенной. И действительно, герои “Страха” – самые обычные люди, обыватели, о которых так любит рассказывать Чехов. Волею рассказчика мы оказываемся погружены в личные дела семьи Дмитрия Петровича Силина, […]...