“Возмездие” анализ поэмы Александра Блока

Когда поэт стремится выразить свои чувства, он пишет стихотворение. В небольшом произведении может быть заключена целая жизнь, как в стихотворении А. С. Пушкина “Я вас любил…”. Но если поэту мало просто выплеснуть свои эмоции, если он стремится запечатлеть исторические события или целую эпоху, на помощь приходит уже Лиро-эпический жанр – поэма.

В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” отражена эпоха посткрепостнической России, а в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти” нашла отражение вся сталинская эпоха. Русский поэт-символист Александр Блок тоже создал дело всей жизни – Поэму “Двенадцать”, посвященную Октябрьской революции 1917 года, где выразил свое символистическое отношение к этому историческому событию. Но гораздо раньше он начал работать над другой поэмой – “Возмездие” .

В 1909 году умирает в Варшаве Александр Львович Блок, отец поэта, с которым, по сути, сам Александр почти не общался, в силу сложившихся семейных обстоятельств. Но вернувшись с похорон, поэт задумывает поэму “Возмездие”. Взяв за основу судьбу своего рода, Блок стремился создать грандиозное произведение, своеобразный роман в стихах, новую “энциклопедию русской жизни”, как когда-то Пушкин в “Евгении Онегине”.

Предполагалось, что это будет широкое повествование, охватывающее события русской и европейской истории с конца XIX до начала XX века. Повествование о судьбе “рода” должно было перемежаться различными лирическими и философскими отступлениями, описывать портреты десятков действующих лиц.

Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу “Возмездия”. И если одних она поразила свежестью восприятия истории, предметностью, бытовыми зарисовками – всем тем, что, по существу, было запретным для символистов, то Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты этого течения “метали громы и молнии”.

Они увидели разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок.

Так формально она и осталась недописанной, ведь во все академические сборники вошли только пролог, первая глава и незаконченные обрывки второй и третьей.

В “Предисловии”, написанном перед смертью, Блок объяснил Замысел поэмы и ее название, использовав слова Г. Ибсена “Юность – это возмездие”. Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, “полную революционных предчувствий”. Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть “обрамлена описанием событий мирового значения”, чтобы “они составляли ее фон”.

Пролог начинается с обращения к художнику, который должен верить в “начала и концы”, ведь ему “дано бесстрастной мерой измерить все”, что он видит. Он призывает :

Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен.

В конце пролога звучит мысль о роде, о том, что это единая цепь, что каждое звено цепи – отражение в сыне отца, а два-три звена – это “новая порода”. Конечно, он имел в виду и своего отца, которого почти не знал и полюбил, увидев мертвым в гробу.

Первая глава поэмы, посвященная “веку девятнадцатому, жестокому веку”, описывает события 70-х годов, когда развивалось народовольчество и в одной из либеральных семей появился молодой красавец, похожий на Байрона и демона одновременно. Всем современникам было ясно, что это отец Блока, Александр Львович. В поэме нашел отражение реальный эпизод из жизни, когда его красоту отметил сам Достоевский и даже хотел сделать его героем одного из своих романов.

Этот “демон” постепенно обосновался в интеллигентной семье, а потом “скромно руку предложил” младшей дочери и “в даль увез ее с собой” – в Варшаву, где после защиты диссертации принял кафедру. Через два года дочь вернулась без него, но с сыном на руках. Вторая глава поэтому посвящена сыну “демона” – “бесчувственному сыну нашего века”.

Третья глава описывает, как закончил жизнь отец, как изменился этот яркий “демон”. Действие разворачивается в Варшаве, где действительно жил и умер Александр Львович. По замыслу поэта, над свежей могилой отца его сын должен был бы восстановить утраченное звено родовой цепи – уступить место уже своему сыну. Но так получилось, что в год, когда умер отец, умер и новорожденный сын Блока и его жены, Любови Дмитриевны.

Возможно, из-за этого поэма так и не была закончена.

В поэме “Возмездие” Блок выступил прямым наследником пушкинского реализма: он описал конец русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед, а “мир всегда прекрасен”.



“Возмездие” анализ поэмы Александра Блока