Вовенарг Люк де Клапье

<

p>Вовенарг Люк де Клапье
Вовенарг (Vauvenargues) Люк де Клапье (6.08.1715-28.05.1747) – французский философ-моралист, развивающий традиции аналитической прозы Паскаля, Ла-рошфуко, Лабрюйера и др. Вовенарг родился в Эксе в Провансе, в старинной дворянской семье. Получив неполное образование в коллеже Экса, посвятил себя военному поприщу.

В 1734 г., в ходе войны за польское наследство, участвовал в итальянской кампании в звании младшего лейтенанта Королевского пехотного полка. С 1736 по 1740 гг. прозябал на рутинной гарнизонной службе в провинциальных

городах восточной Франции. В 1741 г. в начале войны за австрийское наследство его полк был направлен в Чехию и участвовал в захвате Праги. Выходя из окружения в суровых зимних условиях, Вовенарг обморозил ноги и в 1743 г. вынужден был подать в отставку в звании капитана.

Попытки стать дипломатом окончились неудачей: оспа обезобразила его лицо и почти лишила зрения. С 1745 г. Вовенарг ведет уединенный образ жизни, избирательно изучая философию и эстетику (Монтеня, Паскаля, Ларошфуко) и встречаясь с узким кругом друзей-единомышленников: д’Аржанталем,

Мирабо, Мармонтелем и Вольтером, который проникся к своему ревностному ученику не только искренней симпатией, но и неподдельным уважением. Привычка ежедневно заносить на бумагу свободные, не скованные жанровыми ограничениями размышления о природе человеческого разума, науке и литературе вызвала к жизни небольшой эпистемологический трактат под названием “Введение в познание человеческого разума” (1746), за которым последовали “Фрагменты”, “Критические размышления о некоторых писателях, исправленные и значительно дополненные”, “Размышления и максимы” и др. Небольшое по объему наследие Вовенарга представляет собой живой отклик вдумчивого и талантливого самоучки на самые принципиальные вопросы века Просвещения.

Так, центральная для XVIII века проблема соотношения эмпирической и спекулятивной философии решается Вовенаргом в направлении сенсуализма. В споре о прогрессе Вовенарг, комментируя знаменитую “Басню о пчелах” (1714) Бернарда Мандевиля, признает созидательную роль эгоистической частной инициативы, однако указывает и на благотворное воздействие охранительных законов, основоположений разума и добродетели. Утилитаризм подчиняется у Вовенарга требованиям не выгоды, а морали. В посмертно опубликованных “Диалогах мертвых” Вовенарг сталкивает в споре североамериканского индейца с португальцем, вкладывая в уста дикаря гурона предвосхищающие руссоизм мысли о развращающем влиянии искусств на естественную нравственность.

Приняв участие в дискуссии о романе 1730-х годов, Вовенарг не поддерживает призывов наложить на него запрет, но ждет от нового неканонического жанра такого вымысла, в котором в иносказательной форме перед читателем возникал бы “образ живой и страстной истины”. Обращаясь к спору “о древних и новых”, Вовенарг видит уязвимость “новых”, проводящих в лице Б. де Фонтенеля прямую аналогию между техническим прогрессом и совершенствованием художественных форм. Сопоставляя творчество Корнеля и Расина, Вовенарг критикует Корнеля за барочные преувеличения и превозносит безупречный вкус Расина, составивший славу французского классического театра.

Непреходящее достоинство Вовенарга-моралиста состоит в том, что, в отличие от своих предшественников, он учил выводить суждения о человеке не на основании какой-либо одной, хотя бы и доминирующей, черты его характера, а из совокупности присущих ему свойств.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Вовенарг Люк де Клапье