Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в цикле повестей “Арабески”
Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в некоторых своих существенных чертах было близко к впечатлениям, какие вызвал он у Белинского, приехавшего в северную столицу через четыре года после выхода в свет “Невского проспекта” и “Портрета”. Однако в пестром бурном течении петербургской жизни писатель увидел не только чинолюбие и чинопочитание, но и рождение, рост капиталистических начал. Он широко показал “меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург”.
В лирических заметках, относящихся к 1834 году, Гоголь писал:
“Кипящую меркантильность” писатель отмечает в качестве характерной особенности петербургской жизни вместе с засильем чиновников, господством “безобразной кучи мод”. Культ денег процветает в столице рядом с культом чипа; власть привилегированной знати сплетается с властью золота. Гоголь проницательно уловил новые тенденции, свойственные
Сложный комплекс явлений, изображенный в петербургских повестях, раскрывается и разных своих очертаниях и гранях. Жизнь большого города предстает здесь в ее резкой дисгармоничности, неустроенности. Она полна контрастов и неурядиц. Парадный Петербург, внешнее великолепие столицы не могут скрыть тяжелые, отрицательные стороны социального бытия различных слоев ее населения.
Внимание писателя привлекают к себе глубокие социальные противоречия и конфликты столичной жизни.
- О сборнике “Арабески” Н. В. Гоголя В 1835 году в печати появляются два сборника: “Арабески” и “Миргород”. Именно с этого времени Гоголь всецело отдается писательской деятельности. Содержание сборника “Арабески” разнообразно: сюда вошли статьи о литературе, истории, живописи, архитектуре и три художественных произведения: “Невский проспект”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”. Эти повести объединяются в одно целое прежде всего общей темой, определенной Гоголем как “столкновение […]...
- Тема Петербурга в творчестве Гоголя В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург. Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, […]...
- История написания комедии Гоголем “Ревизор” Возможно, что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Во всяком случае со слов А. С. Данилевского, приятеля Гоголя по гимназии, В. И. Шенрок записал, что в 1835 году, возвращаясь из своего летнего путешествия через Киев, Гоголь вместе с Пащенко и Данилевским по дороге в Петербург разыгрывали “Ревизора”. “Здесь была разыграна […]...
- Изображение Н. В. Гоголем чиновников в комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отобразившие действительное состояние страны того времени. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь смеется над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Гоголь признавался, что в “Ревизоре” он […]...
- Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись “Мертвых душ” Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев сближения критика с писателем. В 1847 […]...
- Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались. Н. П. Анциферов Невозможно не обратить внимания на то, как подробно Гоголь описывает просторы Петербурга, в которых происходит действие. Сам город является одним из главных героев повестей. Для писателя этот город – живое существо со своим неясным характером, которое с […]...
- Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести “Тарас Бульба” В изображении Гоголя Запорожская Сечь, в свою очередь, не отделена от всего украинского народа. Запорожские казаки живут мыслями и желаниями всего народа. Они выступают зачинателями освободительной борьбы, В своих свободолюбивых стремлениях, в своем желании служить родной стране герои эпопеи выражают черты и качества народного характера. Преданность родине, горячие патриотические чувства формируют тот высокий строй души, […]...
- Образ Петербурга в изображении Гоголя Петербург для Гоголя – этот город особенный, сложный, безличностный. Он замечает, что там царствует лесть, торжествуют мелочные интересы и замечают там не самого человека, а его деньги и положение в обществе. И чтобы описать Петербург Гоголь, начинает с произведения “Невского проспекта”. В повести “Невский проспект”, он описывает людей, которые все похожи друг на друга. Такие […]...
- Образ Санкт Петербурга улицы описание по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В романе Достоевского Федора Михайловича “Преступление и наказание” очень большую роль играет описание Петербурга. Оно дает читателю полное представление о внешности города и о его многочисленных жителях. Однако Петербург у Достоевского представлен совсем не таким прекрасным и роскошным, как, например, у Пушкина в “Евгении Онегине”. В романе Достоевского описывается душный, пыльный и мрачный город, повсюду […]...
- Освещение Гоголем темы “чин и человек” В освещении темы “чин и человек” Гоголь продолжал и развивал те идеи, которые были воплощены в творчестве писателей предшествующего периода. Грибоедов в “Горе от ума” раскрыл столкновение передового человека эпохи с закостеневшими формами жизни, с представлениями, нормами поведения привилегированной среды. Идеал Фамусова – екатерининский вельможа Максим Петрович, который ловко умел добиваться наград и чинов. Друг […]...
- Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А. Пушкина (На примере одной из повестей) 4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 мая – Корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 Мая – погода ясная. 9 мая – дождь и снег. Тришка бит по погоде… Из записей А. Пушкина, “Календарь помещика” В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было […]...
- Стилистика повестей Н. В. Гоголя В веселом комизме и юморе “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Белинский увидел полноту жизни, ее правдивое изображение: “Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием: мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни. Здесь поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. […]...
- Сочинение на тему: “Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство” Впервые Н. В. Гоголь отправился в Петербург вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским в декабре 1828 года. По ходу приближения к столице любопытство и нетерпение путников возрастало. Наконец, они увидели бесчисленные огни, которые возвещали о приближении к большому городу. Молодых людей охватил восторг, позабыв о морозе, они то и дело поднимались на цыпочки и […]...
- Сочинение на тему: Образ Петербурга в повести Гоголя “Невский проспект” Образ Петербурга Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провел в Петербурге. Ему было всего девятнадцать, когда он приехал в большой город завоевывать сердца его обитателей. Как и любой провинциал, он ожидал от столицы настоящих чудес, но чуда не произошло. Он работал с утра до ночи, чтобы заработать себе на хлеб, был и художником, и […]...
- Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие – проклятый город, случайно возникший […]...
- Повести Н. В. Гоголя в цикле в “Миргород” Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в “Миргород”, были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя. Сборник “Миргород” во многом является продолжением первого сборника, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков (“Вий”, “Тарас Бульба”) и […]...
- В чем смысл упоминания Петербурга в комедии “Ревизор”? Скажу еще, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его вообразил гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы… Н. В. Гоголь Петербург для героев “Ревизора”, провинциальных жителей, не просто столица, но прекрасный город, где живут царь и важные чиновники, где кипит светская жизнь, где рождается мода, […]...
- Сочинение Образ Петербурга в романе Преступление и наказание В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из первых мест. Его самое знаменитое произведение – роман “Преступление и наказание”, созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы. Петербург в романе “Преступление и наказание” выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы […]...
- Трагическое лицо Петербурга в повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” Молодым парнем Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников – будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся “мир” своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект. Впоследствии третьей “географической областью” гоголевского творчества станет глубокая Россия “Ревизора” и “Мертвых […]...
- О цикле “Человеческая комедия” О. де Бальзака Закончив в 1834 г. Роман “Отец Горио”, Бальзак приходит к принципиально важному решению: он задумал создать грандиозную художественную панораму жизни французского общества послереволюционного периода, состоящую из связанных друг с другом романов, повестей и рассказов. С этой целью написанные ранее произведения, после соответствующей обработки, он включает в “Человеческую комедию” – уникальный эпический цикл, замысел и название […]...
- Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя “Ночь перед Рождеством” и “Пропавшая грамота”. Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее. Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, […]...
- Образ Санкт-Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Белые ночи” Санкт-Петербург, Ленинград, Питер… Этот город – какая-то особая субстанция, во многом роковая, мистическая. Невозможно не восхититься и не оценить красоту Петербурга, невозможно не ужаснуться кровавым вехам истории, с которыми накрепко связан этот город. Кто-то влюбляется в него раз и навсегда, а кто-то мгновенно чувствует отторжение к нему. Так что же такое Петербург – город-сказка, город-монстр? […]...
- ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… Н. В. Гоголь Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников – будущих своих персонажей. Писатель […]...
- План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в. I. Вступление Петербург – столица русского государства – вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона. II. Главная часть Образ Петербурга в произведениях Пушкина (“Евгений Онегин”, “Полтава”, “Медный всадник”) сложен и неоднозначен. В “Евгении Онегине” он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни […]...
- Пошлое и трагическое лицо Петербурга в повести Николая Гоголя “Невский проспект” Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников – будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся “мир” своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект. Впоследствии третьей “географической областью” гоголевского творчества станет глубокая Россия “Ревизора” и “Мертвых […]...
- Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя (цикл “Петербургские повести”) В 1830-х годах Н. В. Гоголь пишет “Петербургские повести”. В “Петербургских повестях” сюжеты состредоточены вокруг одного места – столицы Российской империи – Петербурга. Петербург, в изображении Гоголя, странный город, живущий обманом и ложью. В повести “Невский проспект” автор нарисовал очень скудную картину. Все обитатели Невского проспекта, в качестве личного достоинства предъявляют обществу не себя, а […]...
- Своеобразие “украинских” повестей Гоголя Творчество писателя начиналось в русле достижений русского и европейского романтизма. Гоголь ощущал себя русским писателем, разделяя искания Пушкина и его круга в области национальности и народности искусства, с его именем связано целое направление русской литературы. Вместе с тем, создавая свои первые сборники, он обратился к глубинным истокам украинской культуры – фольклору, образцам старинной и новой […]...
- Образ Петербурга у романах Два великих письменники, Ф. М. Достоєвський і Л. М. Толстой, чомусь рівною мірою недолюблювали творіння Петра Великого, його дітище – Петербург. Це своє негативне відношення до північної столиці вони відбили у своїх безсмертних добутках. “Рідко де знайдеться стільки похмурих, різких і дивних впливів на душу людини, як у Петербурзі”, – констатує Свідрігайлов, герой роману Ф. […]...
- Образ Петербурга в поэме Пушкина “Медный всадник” Поэма “Медный всадник” – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом. Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга. Поэма открывается “Вступлением”, в котором образ города занимает господствующее место. […]...
- Место Петербурга у Достоевского Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался “самым Фантастическим городом с самой фантастической историей”, “самым отвлеченным И умышленным городом на всем земном шаре”. Об этом сказано в “Зимних Заметках о летних впечатлениях” (1863) и в “Записках из подполья” (1864). Как это было у Гоголя, фантастика и “умышленность” Петербурга, так остро Почувствованные Достоевским, […]...
- Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву” А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Путешествие из Петербурга в Москву Радищев А Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву” А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Для многих поколений русских читателей имя Радищева окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами ссылки в Сибирь. Ее преемники на троне восстановили Радищева в правах, […]...
- Что, по мысли Белинского, характерно для повестей Гоголя? “Эта простота вымысла, эта нагота действия, эта. скудость драматизма, самая эта мелочность и обыкновенность описываемых автором происшествий – суть верные, не обманчивые признаки творчества; это поэзия реальная, поэзия жизни действительной…” И далее критик подчеркивает новаторство молодого писателя: он изображает обыкновенное в жизни, умея находить поэзию в действительности, а это и есть свидетельство громадного таланта – […]...
- Сочинение на тему: “Образ Петербурга в поэзии Серебряного века” Петербург – город с необыкновенной историей, который во все времена притягивал к себе внимание людей интеллигентных, творческих, неординарных. Этот город играет немаловажную роль в русской культуре. С момента сотворения града Петрова, город на Неве стал восприниматься не только, как столица, но и как символ великой России, символ лучших начинаний великого русского народа. Поэты, которые всегда […]...
- Образ Петербурга в произведениях Гоголя “Мертвые души”, “Ревизор”, “Ночь перед Рождеством”, “Шинель” Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его произведениях мы встречаем разные типы городов: столичный – Петербург – в “Шинели”, “Мертвых душах”, “Вечерах на хуторе близ Диканьки”; уездный в “Ревизоре”, губернский в “Мертвых душах”. Для Гоголя не важен статус города, он показывает нам, что жизнь во всех русских городах одинакова, и […]...
- Тема Петербурга в творчестве А. А. Ахматовой Величественный город на Неве всегда вдохновлял русских поэтов и писателей: Пушкина, Гоголя, Достоевского. Дух города, душа и судьба Петербурга – все это преломляется в русской поэзии. Но именно XX век стал особым философским пространством поэтического слова Петербурга. Этот город сам по себе становится поэтической категорией. Для Ахматовой, как до нее для Пушкина и Достоевского, родной […]...
- ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”, “РЕВИЗОР”, “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”, “ШИНЕЛЬ” КЛАССИКА Н. В. ГОГОЛЬ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”, “РЕВИЗОР”, “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”, “ШИНЕЛЬ” Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его произведениях мы встречаем разные типы городов: столичный – Петербург – в “Шинели”, “Мертвых душах”, “Вечерах на хуторе близ Диканьки”; уездный в “Ревизоре”, губернский в “Мертвых […]...
- Описание Петербурга в произведениях Достоевского Несколько слов об “идеологии” пространства Петербурга. Это один из примеров. Не случайно, сознаваясь Соне в своем преступлении, Раскольников говорит, что хотел проверить, сможет ли он переступить или нет. Выстраивается ряд: переступить порог – переступить черту дозволенного. Соня тоже переступила, это говорит сам Раскольников. Возможно, это их и единит. В образе Сони важно то, что в […]...
- Образ Петербурга Многие великие писатели 19 века изображали прекрасный город Петербург, видное место он занимает и в произведениях Ф. М. Достоевского, но он не говорит о его великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа “Преступление и наказание”. В произведение мы встречаемся с […]...
- Проблема смысла человеческой жизни в сборнике повестей Н. В. Гоголя “Миргород” 1. Общественно-политическая ситуация в стране. 2. Однообразная жизнь старосветских помещиков. 3. Героизм и самоотверженность казаков. 4. Искушенность Хомы. 5. Жалкое существование чиновников. В первой половине XIX столетия для представителей творческой интеллигенции наступили тяжелые времена. Декабристское восстание было жестоко подавлено. Самые лучшие молодые силы отправлены в ссылку. В общественном сознании укоренился непреодолимый страх перед вольнодумством. А. […]...
- Цикл “Повестей Белкина” Из всего великого, что было создано Пушкиным болдинской осенью 1830 г., наиболее значительным с точки зрения закономерности дальнейшего развития его творчества является цикл “Повестей Белкина”, в котором нашла завершенное осуществление давняя потребность автора “Евгения Онегина” и “Бориса Годунова” овладеть художественной прозой. Начиная с этого времени, в течение всего последнего шестилетия своей жизни, Пушкин пишет преимущественно […]...