Восприятие “Грозы” А. Н. Островского
Еще сравнительно недавно было распространено мнение, что знаменитая пьеса Островского интересна для нас всего лишь тем, что является иллюстрацией к определенному этапу исторического развития России, что в ней дана “подробная характеристика материально-правового положения, как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпохи”. Вот в этом случае “Грозу”, конечно, и читать не хочется, а изучать – тем более. Но как же бывают сильны традиции!
Несколько лет тому назад было проведено анкетирование среди десятиклассников.
Какая же она героиня? Да если мы все в век НТР (научно-технической революции) и стрессовых ситуаций начнем бросаться в воду, то человечество себя изживет…”; “…Мы стали сильнее и переживаем такие потрясения каждый день, привыкли уже ко всему. То, что для Катерины трагедия, для нас всего лишь мелочь жизни”.
А теперь, наш уважаемый читатель, попробуйте честно ответить сами
А ведь одна из главных мыслей, главных идей “Грозы” – это идея милосердия…
Но был еще один ответ на анкету, который обязательно необходимо процитировать: “В Катерине, на мой взгляд, пробудилось самосознание, она в себе открыла личность. Представляете?
Топчут индивидуальность, а она бунтует против этого. Образ ее важен и для нашего времени, когда, несмотря на все условия, далеко не всегда проявляется элементарное уважение к себе”.
Да, каждое поколение всегда имеет возможность открывать в великих произведениях искусства что-то свое, обнаруживать в них те проблемы, которые оказываются удивительно актуальными сегодня. Речь идет не о модернизации, не о примитивных попытках представить Катерину Кабанову нашей современницей. Нет, Катерина осталась там, в своем времени, в своей эпохе. Но и оттуда она нам, сегодняшним, что-то говорит, советует, от чего-то остерегает, заставляет вновь и вновь задуматься над вечными проблемами любви и долга, ответственности человека за себя и за других, над трагическим конфликтом между стремлением человека к наиболее полной реализации своей личности и необходимостью соотносить это естественное стремление с жестокой нормальностью традиционного сознания.
О многом говорит нам “Гроза”.
- Сценическая история “Грозы” Островского Островский никогда не пренебрегал возможностью писать роли, имея в виду талант определенных артистов. И роль Катерины Кабановой, навеянная рассказами Косицкой о своей молодости и еще больше самим психологическим складом исполнительницы, была написана “на нее” и для нее. И нет ничего случайного в том, что первое исполнение было полным слиянием таланта драматурга и актрисы, возможности которой […]...
- Кто боится “грозы” в одноименной пьесе Островского? “Идеальность” Катерины – не девичья идеальность наивной души. За нею горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам, душным перинам, долгим семейным чаепитиям. Но тем острее и ослепительнее вспышки ее природного возвышенного отношения к жизни – тяга к красоте, к тому, что еще […]...
- Жанр “Грозы” Островского Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” с научной точки зрения должна была бы называться […]...
- Образ грозы в пьесе Островского Образ грозы в пьесе Островского ” Гроза ” символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры. Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных […]...
- Анализ “Грозы” Островского План Персонажи Конфликт Критика Островский писал драму ” Гроза ” под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только нравы, но и быт жителей провинции. Следует обратить внимание на время написания – 1859 год, за год до отмены крепостного права. Тема крепостничества никак не отражена в произведении, однако, при […]...
- Краткое содержание “Грозы” Островского Первая половина XIX в. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми – Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным – о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что его родители жили в Москве, […]...
- Главные герои “Грозы” Островского События в драме А. Н. Островского ” Гроза ” разворачиваются на побережье Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении дан перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их все же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого персонажа и раскрыть конфликт пьесы в целом. Главных героев “Грозы” Островского не так много. Катерина, девушка, […]...
- Главная героиня “Грозы” Островского “Герой”, “действующее лицо”, “персонаж” – такие, казалось бы, похожие определение. Однако в сфере литературоведения эти понятия различаются. “Персонажем” может быть как и эпизодически появляющийся образ, так и субъект, которого автор не наделил отличительными чертами. Например, в городе Глупове у Салтыкова-Щедрина показаны именно персонажи – оболочки, лишенные внутреннего составляющего. В пьесах обычно дан список действующих лиц, […]...
- Две “ГРОЗЫ” Сопоставление стихотворений “Гроза” Н. А. Заболоцкого и “Весенняя гроза” Ф. И. Тютчева на уроке литературы в 11-м классе Прием сопоставления художественных текстов довольно прочно вошел в школьную практику и активно используется на уроках литературы. Он позволяет учащимся приблизиться к пониманию индивидуальности писателя или поэта, особенностей его стиля. Кроме того, если школьники недостаточно хорошо уяснили такие […]...
- Сочинение по картине Маковского Дети бегущие от грозы На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они еще меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались. Конечно, они не хотят попасть под дождь в лесу или даже в поле. Девочка (лет восьми) несет маленького мальчика […]...
- К. Е. Маковский “Дети, бегущие от грозы” (сочинение по картине) Перед нами произведение известного русского живописца Константина Егоровича Маковского. В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них – “Дети, бегущие […]...
- Авторское определение жанра “Грозы” Островский в своем творчестве придерживался реалистического метода. Это не могло не отразиться на понимании им жанра драмы. Известно, что авторское определение и определение литературоведов может несколько отличаться. Пьеса заканчивается трагично, хотя изначально Островский не предполагал подобной развязки, задумав написать “комедию”. Но постепенно сюжет усложнялся, и от первоначального замысла пришлось отойти. Островский детально прорабатывал бытовой фон, […]...
- Сочиненин по картине Маковского “Дети, бегущие от грозы” Передо мной произведение знаменитого художника, живописца Маковского. В своих картинах, он обращается к разным темам. Есть у него и портреты и живопись, и воспроизводит на полотне исторические события, но особенно хорошо, на мой взгляд, ему удается изобразить природу и быт людей. Одной из таких картин является “Дети, бегущие от грозы”, которая сочетает в себе зарисовку […]...
- Описание по картине К. Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы” Полотно “Дети, бегущие от грозы” известно многим с самого раннего возраста. Оно часто публикуется в детских хрестоматиях, журналах и учебниках. Автор его – К. Е. Маковский, сын одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Художник какое-то время был передвижником, но потом отошел от бытового жанра и получил широкую популярность, так как создавал салонные […]...
- Сочинение по картине К. Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы” Полотно “Дети, бегущие от грозы” известно многим с самого раннего возраста. Оно часто публикуется в детских хрестоматиях, журналах и учебниках. Автор его – К. Е. Маковский, сын одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Художник какое-то время был передвижником, но потом отошел от бытового жанра и получил широкую популярность, так как создавал салонные […]...
- Образ грозы и сопровождающих ее проявлений в свите Воланда Несомненно, что в описании отдельных неодушевленных природных реалий в произведении М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в частности грозы, луны и солнца, наблюдается симбиоз всех трех способов типизации. Мотивируем данное утверждение, в рамках статьи остановившись подробнее на таком явлении природы и действующем персонаже романа, как гроза. Следует отметить, что образ грозы и сопровождающих ее проявлений (тучи, […]...
- Революцией призванный (ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ “АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ” А. БЛОКА И “РЫЦАРЬ НА ЧАС” Н. НЕКРАСОВА) (ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ “АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ” А. БЛОКА И “РЫЦАРЬ НА ЧАС” Н. НЕКРАСОВА) На первый взгляд, стихотворение А. Блока “Ангел-хранитель” и стихотворение Н. Некрасова “Рыцарь на час” не имеют между собой ничего общего. Блок и Некрасов жили и творили в разное время. Под стихотворением “Рыцарь на час” стоит дата: 1862 год. Для России это […]...
- Анализ стихотворения Рубцова “Во время грозы” Рубцов – несомненно, один из лучших советских поэтов-пейзажистов. Среди многочисленных стихотворений Николая Михайловича, посвященных великолепию среднерусской природы, – “Во время грозы”. Произведение избавлено от предисловий. Оно начинается столь же неожиданно, сколь гроза, описанная в нем. Недаром самое первое слово в тексте – наречие “внезапно”. Рядовое природное явление у Николая Михайловича представляется едва ли не как […]...
- Сочинение на тему Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина “Цифры&;;quot Тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства. Дети и взрослые – люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, пользуются словами одного языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забывает о своем детстве. […]...
- Восприятие и истолкование анализ стихотворения О доблестях, о подвигах, о славе… (Блок Александр) В своем стихотворении А. Блок описывает то, как лирический герой переживает потерю любимой женщины. Оно автобиографичное. В этот период Блока бросила жена. Автор описывает героическую любовь. Чувства лирического героя чистые, искренние. Ему не нужно было ничего, лишь бы только любимая была рядом (“О доблестях, о подвигах, о славе я забывал…”). Но она бросила его, ушла […]...
- Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница” У них арифметика вместо души. А. Н. Островский Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой формации, появившихся с зарождением и развитием капитализма в России. Мокий Парменыч Кнуров – “крупный делец […]...
- Стихотворение А. А. Блока “Русь”. (Восприятие, истолкование, оценка) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Так писал Ф. Тютчев. Огромная, запутанная и ясная, беззащитная и несокрушимая, языческая, христианская Русь. Всегда она вызывала восхищение и презрение, зависть и недоумение своих соседей. В какой стране еще встретишь столько противоречий, парадоксов?.. Необъемные пространства России были […]...
- Мое восприятие комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова Общее впечатление от комедии достаточно тягостное, потому что, несмотря на много смешных моментов, единственный достойный человек в ней – Чацкий – оказывается уязвим. Его эмоциональные монологи и обличения в конце пьесы несправедливы, но он уже этого не замечает, потому что потерял возможность судить объективно. Мощь его интеллекта и великодушия оказывается побеждена одной-единственной червоточиной – некритическим […]...
- Стихотворение Б. Л. Пастернака “Любить иных – тяжелый крест…”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б. Л. Пастернака “Никого не будет в доме…”. (Восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика занимает большое место в творчестве Пастернака. Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы никогда не испытывал этого чувства. Стихотворения о любви характерны для творчества Пастернака 1930-х годов. Любовь понимается поэтом очень широко, в бытийном и философском смысле. Все приметы мира, в котором живет человек, испытывающий чувство любви, появляются в его стихах […]...
- “Бесприданница”, анализ пьесы Островского Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров. В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой. И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих “самодуров”, то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров. “Тургеневская” девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не […]...
- Стихотворение А. А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила…”; (Восприятие, истолкование, оценка.) Фет А. А Стихотворение А. А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила…” (Восприятие, истолкование, оценка.) Древние говорили – поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, “повторяя сладостные стихи” автора “Кавказского пленника” и “Бахчисарайского […]...
- Стихотворение Ф. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (Восприятие, истолкование, оценка) Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ “чистых” лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики […]...
- Стихотворение Ф. И. Тютчева “К. Б.” (“Я встретил Вас – и все былое…”) (восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев – известный русский поэт, живший в XIX веке. Он был современником и Пушкина, и Жуковского, и Некрасова, и других не менее знаменитых поэтов. Его лирические произведения производят впечатление чуда: они гармоничны по форме и по содержанию. Большое место в творчестве Ф. И. Тютчева занимает любовная лирика, причем такие стихи поэт слагал не […]...
- Символичность и трагичность в драме Островского “Гроза” Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у него была безумная любовь с актрисой, которая также как и он имел семью, что не давало им возможности быть счастливыми вместе. А на создание этого […]...
- Стихотворение Н. А. Некрасова “Элегия” (восприятие, истолкование, оценка) Н. А. Некрасов – великий русский поэт-реалист. В его творчестве отчетливо проступает печать своего времени. В середине 19 века в России шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по своим взглядам был близок к революционерам-демократам. Он считал, что поэзии предопределена особая роль в жизни общества. Патриотизм, гражданственность и гуманность пронизывают все творчество поэта. […]...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.) “Гроза” – пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение “Дума” было написано за два года до смерти поэта и опубликовано в одном из январских номеров “Отечественных записок” за 1839 год. Это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Основная мысль стихотворения – размышление о судьбах молодого поколения России той поры. Время написания “Думы” – одно из наиболее мрачных в истории страны. После поражения декабристов становится […]...
- Стихотворение А. С. Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может…” (Восприятие, истолкование, оценка) (2) “Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина”. В. Г. Белинский. Стихотворение “Я вас любил…”, по выражению Д. Благого, “-абсолютно целостный, замкнутый в себе художественный мир”. Написано оно в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании “Северные цветы” в 1830 году. Связано с чисто личными переживаниями […]...
- Восприятие нового облика Родины в лирике Есенина Наиболее отчетливо черты новой Руси проступают в стихотворении “Возвращение на родину”. Вспомним, какой отражалась Русь в дореволюционном творчестве Есенина. Это – край “пустырь”, “полевая глухомань”, “горевая полоса”, солончаковая тоска”. “Воют волки в тощих полях”, “сохнет рожь и не всходят овсы”, “потонула деревня в ухабинах”, “избы забоченились”, “чахнет старая церквушка”, “по дорогам идут богомолки”, “дремучую песню […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения М. Ю. Лермонтова “Дума” Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века. Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей […]...
- Восприятие и истолкование стихотворения Отговорила роща золотая (Есенин С. А.) Восприятие и истолкование стихотворения С. А. Есенина “Отговорила роща золотая… За год до своего самоубийства, а именно в 1924 году, Сергей Александрович Есенин пишет стихотворение “Отговорила роща золотая”, в котором размышляет о своей жизни. Поэту нет еще и 30 лет, а он уже подводит итоги, придя к выводу, что существует бессмысленно. Есенин устал. Он хочет […]...
- Стихотворение Б. Л. Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать!” (восприятие, истолкование, оценка) Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем вечной красоты природы, что, безусловно, отразилось в его творчестве. Поэт наделяет природу философским смыслом. Через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического героя. Необходимо заметить, что […]...
- Стихотворение В. В. Маяковского “Сергею Есенину” (Восприятие, истолкование, оценка) В стихотворении “Сергею Есенину” В. Маяковский говорит о проблеме взаимоотношений поэта с его поэзией. Интересны художественные особенности этого стихотворения, работающие на мысль. Сразу надо заметить, цветовая гамма этой вещи совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета. С одной стороны, такие цвета характерны […]...
- Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе Бунина “Цифры” Рассказ И. Бунина “Цифры” нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появятся дети. Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства. Дети и взрослые – люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, […]...
- Стихотворение Л. С. Пушкина “Поэт”. (Восприятие, истолкование, оценка) Начало “золотого века” русской поэзии ознаменовал своим творчеством А. С. Пушкин. Роль Пушкина чрезвычайно велика. Почти всегда он был новатором и первооткрывателем, гораздо реже продолжал чьи-то традиции. Самобытность, непревзойденный талант поэта позволили ему избавляться от тяжеловесных рифм его учителя, В. А. Жуковского найти свой собственный стиль. Необходимо сказать, что творчество Пушкина представляет собой спираль из […]...